1. Понятие личности в философии
2. Социальные институты, понятие, предназначение
3. Избирательное право и выборы
4. Каким может быть, на Ваш взгляд, социально одобряемый тип личности для нашего общества?
1. Понятие личности в философии
Понятие личности выражает один из важнейших аспектов более широкого понятия "человек". Понятие человека выступает в качестве наиболее общего понятия. Как наиболее общее, "родовое" оно специфицируется и раскрывается через понятия более частные, такие как "индивид", "индивидуальность", "личность". В современной философской литературе выделение указанных понятий можно считать общепризнанным. Однако трактовка данных понятий остается во многом дискуссионной. [2, с. 320]
В понятии "индивид" воплощается родовая принадлежность человека. У человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Так, строение руки предполагает возможность использования орудий труда, структура мозга обеспечивает перспективу развития интеллекта, строение тела младенца -возможность прямохождения, а также других особенностей человека, что в совокупности отличает его от детеныша животных (которого сразу же после рождения и до конца жизни называют особью, а не индивидом).
Таким образом, когда мы говорим о конкретном человеке, что он индивид, мы, по существу, утверждаем, что он потенциально является человеком и, появляясь на свет как индивид, человек постепенно становится личностью, обретая свое особое измерение и качество.
С логической точки зрения, индивид является последним звеном в цепи род – вид – индивид, где род и вид (соответственно, человечество – человек) – общие понятия, а индивид, отличаясь от других индивидов, представляет собой самостоятельную конкретную сущность. Средневековый логик Парижского университета Боэций в трактате "Утешение философией" пояснял смысл понятия индивида как далее неделимого свойства человека: "Разделены могут быть только те (вещи), которые являются общими для многих... Напротив, совокупность свойств индивида ни для кого не являются общими. Например, свойства Сократа: допустим, он был лысый, курносый, с отвислым животом, - ни эти, ни все прочие очертания его тела, ни взгляды, ни черты характера. не подойдут никому другому". [4, с. 55]
Индивид уже в детстве включается в исторически сложившуюся систему социокультурных отношении, усваивает через воспитание и обучение функционирующие в обществе программы деятельности, общения и поведения, и только благодаря этому становится личностью, т. е. человеком, не похожим на других, по-особому действующим, мыслящим, любящим, включенным в систему социальных отношений как субъект и соучастник исторического процесса. Следовательно, личность обозначает системно-социальное качество, которое индивид приобретает в предметно-практической и духовной деятельности и общении, показывая меру преломления и представленности общественных отношений в индивиде. Индивид и личность едины и вместе с тем не тождественны друг другу, поскольку личность - это особое, социальное качество индивида, реализующееся благодаря его включению в социокультурное пространство и усвоению через воспитание и обучение наработанных человечеством знаний, норм и образцов поведения, общения, деятельности. Именно поэтому, говоря о личности, мы наделяем ее такими характеристиками, как уникальность, неповторимость, своеобразие [5].
2. Социальные институты, понятие, предназначение
Слово «институт» происходит от латинского слова «institutum» - установление, учреждение. Из этого следует, что институты не возникают сами собой, без участия людей. Их создают и совершенствуют, руководствуясь более или менее ясной целью. Для социальных институтов такой целью является удостоверение определенных общественных потребностей.
На удовлетворение потребностей направлена вся сознательная деятельность человека. В процессе деятельности люди вступают в общественные отношения. Эти отношения весьма разнообразны, и нужно их четко отрегулировать, упорядочить, потому что от этого зависит удовлетворение потребностей человека и общества. Упорядочение общественных отношений осуществляется с помощью социальных институтов.
Исходя из того, что в современной общественной жизни выделяют четыре основные сферы – социальную, экономическую, политико-правовую, духовную, целесообразно разделить общественные институты в соответствии с их принадлежностью к той или иной сфере.
В социальной сфере действуют институты семьи, медицины, социального обеспечения. Они решают вопросы, связанные с воспроизводством человеческого рода, сохранением здоровья людей, помощью больным и престарелым людям и т.д.
С институтами социальной сферы тесно связаны институты духовной сферы общественной жизни — образование, наука, театры и кино, церковь. Эти институты обеспечивают создание, хранение и передачу новым поколениям ценностей духовной культуры, социализацию подрастающих поколений.
В экономической сфере жизни общества действуют институты собственности, финансовые институты, институты производства и т. д. Их назначение — обеспечить условия, благоприятствующие производству, распределению, обмену и потреблению жизненных благ.
Политико-правовая сфера общественной жизни связана с функционированием институтов государства и права: законодательных и административных органов, армии, правоохранительных, контролирующих органов, политических партий и т. д. Общая задача этих институтов — поддержание порядка, осуществление власти, упрочение целостности общества.
3. Избирательное право и выборы
В современном цивилизованном обществе выборы являются процедурой, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формировании представительных, законодательных, судебных и исполнительных органов государства. С выборами связана реализация политических прав граждан. Выборы – это способ существования демократии, способ смены правящих элит, передачи власти от одних людей к другим мирным путем, через волеизъявление народа. Успешное проведение выборов и признание обществом их результатов 275 является важным признаком демократичности общества, его способности решать назревшие проблемы мирными политическими средствами. Выборы – это важнейшая составная часть политического процесса. Право свободно избирать и быть избранным в государственные органы согласно статье 38 Конституции Республики Беларусь относится к числу основополагающих прав граждан. Во время выборов граждане вовлекаются в активную политическую жизнь, обеспечивая народный суверенитет и представительство всех заинтересованных групп населения в системе власти. Существуют общенациональные президентские и парламентские выборы, выборы в органы местного самоуправления, в законодательные собрания субъектов федерации (например, штатов или аналогичных административно-территориальных единиц), а также выборы некоторых местных должностных лиц (судьи, присяжные, шерифы и др.). Люди выдвигают из своей среды представителей, пользующихся их доверием, и добровольно передают им часть своих прав решать общественные проблемы. Власть, избранная самими людьми, является легитимной, признанной населением, а выборы выступают инструментом легитимации власти, существующей политической системы. Выборы рассматриваются также как форма контроля масс за правящей элитой. Если власть не выражает интересы избирателей, то выборы дают возможность сменить ее, привести к власти оппозицию, которая, как правило, идет на выборы с критикой существующего правительства. Однако и само правительство также может изменить политический курс под давлением избирателей, чтобы заручиться их поддержкой на очередных выборах. Таким образом, выборы представляют собой своеобразный политический рынок. Претенденты на занятие определенных должностей и мест предлагают избирателям свои программы и обещания в обмен на властные полномочия, получаемые от избирателей. Как и на любом рынке, здесь также существует обман, спекуляция на доверии избирателей. Потому выборы эффективны тогда, когда в государстве действует избирательное право как система законов, регулирующая процедуру выборов, а также существует гражданское общество как совокупность негосударственных образований, способствующих реализации интересов граждан (партии, профсоюзы, клубы избирателей и т.д.). Для того чтобы избирательная система функционировала успешно, она должна отвечать правовым нормам и международным стандартам, которые определены рядом документов ООН и других международных организаций. Это Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, Декларация о критериях свободных и справедливых выборов, принятая Советом Межпарламентского Союза 26 марта 1994 года, Избирательный Кодекс Республики Беларусь, принятый в 2000 году. В статье 21 Всеобщей декларации прав человека записано, что каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране. Основой власти правительства должна быть воля народа, которая выражается в периодических и нефальсифицированных выборах, проводимых при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного 276 голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования [4, c. 222].
4. Каким может быть, на Ваш взгляд, социально одобряемый тип личности для нашего общества?
Каждый социум нуждается в определенном, наилучшим образом соответствующем ему типе личности и поэтому предъявляет определенные требования к процессу воспитания и формированию социального характера. Этот процесс находит свое отражение в таких социальных институтах, как семья или образование, одна из основных функций которых воспитательная. Не последнюю роль в этом процессе играют также СМИ. Процесс становления личности начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Важно понимать, что общество хочет видеть в результате.
Другими словами, проблема состоит в том, чтобы черты некой «идеальной» абстрактной личности максимально отражали сущность конкретной социальной группы. Этот процесс хорошо прослеживается на примере литературных героев. К примеру, у Лермонтова в «Герое нашего времени».
Сложность и многообразие человеческой личности сложно уместить в какие-то рамки. Каждый из нас соответствует определенному социальному типу или одновременно нескольким. Однако выделив наиболее удачный тип личности для нашего общества, можно работать над нейтрализацией «слабых сторон» и стимулировании сильных.
Каким же может быть социально одобряемый тип личности для нашего общества? Пожалуй, это личность социабельная, т.е. легко идущая на социальные контакты, готовая к сотрудничеству и обладающая при этом некоторыми агрессивными чертами (т.е. способная за себя постоять) и практической сметкой. Многие эти черты развиваются скрытно, внутри нас, и мы испытываем неудобство, если эти черты отсутствуют. Поэтому мы обучаем своих детей говорить "спасибо" и "пожалуйста" старшим, учим их не стесняться взрослого окружения, уметь постоять за себя.