Развитие супермаркетов в отечественной практике
Развитие супермаркетов в отечественной практике
Розничная торговля имеет важное социально-экономическое значение для любой экономической модели хозяйствования. В рыночных условиях экономическое значение торговых объектов заключается в рациональной организации завершающего этапа каждого отдельного цикла общественного производства, обеспечении быстрого и стабильного доведения товаров до потребителей, осуществлении мобильного кругооборота денежных средств. В настоящее время в Республике Беларусь отмечается заметный рост торговых объектов, вызывающий бурные дискуссии как в бизнес-сообществе, так и среди потребителей. Это связано с тем, что развитие сетевой торговли имеет как положительные, так и отрицательные аспекты для национальной экономики. Крупные торговые объекты обладают эффектом масштаба и получают большие возможности ценового давления на поставщиков, что позволяет им закупать товары по более низким ценам и иметь конкурентные ценовые преимущества. Также с увеличением масштаба торгового бизнеса происходит снижение совокупных издержек по доведению товаров до конечного потребителя. Эти факторы способствуют повышению конкурентоспособности торговых объектов и вытеснению мелкого и среднего бизнеса, что может привести к монополизации рынка [1, c. 49].
Отличительными особенностями сетевой организации торговли являются:
- общий управленческий центр (управляющая компания – своеобразный мозговой центр,
- распределительный центр, магазины, распределительные склады);
- единая корпоративная (маркетинговая) стратегия, которая описывает, систематизирует и анализирует общее направление деятельности организаций, развитие их производственно-сбытовой
- деятельности, сбалансированность портфеля товаров и услуг;
- централизация закупочной деятельности (общее управление поставщиками товаров и материалов);
- единое управление перемещения товаров, запасов и других ресурсов (логистическая система);
- централизация управленческой информации (концентрация прав принятия решений на высшем уровне руководства);
- стандартизация торговых операций;
- создание собственного бренда для покупателей (стиль оформления экстерьера и интерьера магазина, дизайн и оборудование торгового зала и т. д.);
- стратегия размещения магазинов;
- возможность маневрирования финансовыми ресурсами.
1 Э.В.Крум Экономика предприятия: учебное пособие – Мн., 2010
2 Т.В.Карпей Экономика, организация и планирование– Мн.: «Дизайн ПРО», 2016
3 В.С.Самсонов, М.А. Вяткин Экономика торговли – М.: «Высшая школа», 2015
4 Е.С. Русак Экономика предприятия: Курс лекций – Мн.: АУ при Президенте РБ, 2014
5 Н.Л. Зайцев. Супермаркет – М.: ИНФРА-М, 2016
6 Л.Н. Нехорошева Торговля – Мн.: УО «БГЭУ», 2015