Введение
Логистика как область научных знаний – это наука (теория, методология) о системной рационализации управления процессами развития организационных систем с целью повышения их эффективности (организованности) на основе синхронизации, оптимизации, интеграции потоков и посредством устранения внутрисистемных и межсистемных конфликтов, преобразуемых во взаимовыгодные компромиссы корпоративного сотрудничества для повышения конкурентоспособности фирмы.
Иными словами, логистика – это наука и практика о планировании, управлении и контроле за движением материальных, энергетических, информационных, сервисных, финансовых и людских (рабочей силы) ресурсов в пространстве и во времени в различных системах, с точки зрения 7 правил логистики (нужное сырье, материалы, детали, заготовки, изделия в
определенном количестве и качестве должны быть доставлены в нужное место и время конкретному потребителю и с минимальными на то затратами).
Этим и обусловливается важность и актуальность изучения логистики во всех аспектах её применения на предприятиях.
Цель данной контрольной работы – углубить и закрепить знания, полученные в рамках учебной дисциплины «Логистика».
На основании индивидуального задания в контрольной работе необходимо рас-смотреть 2 вопроса:
1) Функциональные области логистики: выделение по различным основаниям.
2) Информационные потоки в логистике.
1. Функциональные области логистики: выделение по различным основаниям
Объектом логистики является сквозной материальный поток, тем не менее, на от-дельных участках управление им имеет известную специфику. В соответствии с этой спецификой выделяют шесть функциональных областей логистики: закупочную, производственную, распределительную, транспортную, складскую и информационную .
Любая организация. Не зависим от того, в какой сфере деятельности она работает, зависит от наличия сырья и материалов на складе, необходимых для изготовления продукции, а также от наличия готовой продукции в нужное время и в нужном объёме, что-бы удовлетворить потребности всех клиентов. Для урегулирования этих вопросов на предприятиях применяют закупочную логистику.
Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения производственных организаций необходимыми материальными ресурсами, а торговых организаций - товарами .
Данная сфера определяет:
1) какой товар, в каком количестве и по какой цене закупать;
2) как реализовать принцип системности, то есть синхронизировать закупки производством и сбытом, а деятельность производственных организаций и торговых организаций - с поставщиками.
Следовательно, закупочная логистика – это процесс обеспечения производственных организаций необходимыми материальными ресурсами, а торговых организаций - товарами, размещения ресурсов на складах организаций, их хранение и выдача в производство (продажу).
Без закупочной логистики не возможна нормальная работа предприятия. Закупочная логистика связывает разных производителей товаров, их координаторов, решает задачи материально-технического снабжения.
Значимым элементом микрологистической системы является подсистема закупок, организующая вход материального потока в логистическую систему.
Управление материальными потоками на данном этапе имеет специфические особенности, что объясняет необходимость выделения закупочной логистики как отдельное направление деятельности организации.
Благодаря закупочной логистике вопрос снабжения материалами запасными частями решается ещё при планировании выпуска нового вида продукции.
В логистически организованных системах, программа разработки новой продукции может реализовываться с участием поставщиков.
Служба закупок, являясь элементом организации, должна органически вписываться в микрологистическую систему, обеспечивающую прохождение материального потока в цепи «снабжение – производство – сбыт».
Основной целью закупочной логистики является обеспечение производственных и торговых организаций необходимыми материальными ресурсами и товарами, то есть удовлетворение потребностей производства и торговли в материалах и товарах, с максимально возможной экономической эффективностью, надлежащим качеством, соответствующим количеством и в кратчайшие сроки.
Материальный поток в производственной системе – есть движение материальных ресурсов в пространстве и во времени между стадиями производственного процесса. Упорядочением такого движения, его рациональной организацией занимается производственная логистика .
2. Информационные потоки в логистике
Информационная логистика занимает организацией потоков данных, которые со-провождают материальные ценности в процессе их перемещения. Она позволяет связывать снабжение, производство и сбыт.
Информационные потоки в логистике – это инструмент для управления процессами движения и складирований продукции. Благодаря этому обеспечивается своевременная доставка товаров в нужном количестве, оговоренной комплектации и необходимого качества при минимальных затратах и оптимальном сервисе.
Благодаря использованию информационной логистики происходит управление информационными потоками на всей логистической сети и на всех её уровнях.
Информационный поток – это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления, анализа и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов (носителей).
Информационные потоки в логистических системах имеют свои специфические особенности, которые отличают их от всех других видов информационных потоков. Эти особенности зависят от свойств логистических систем.
Логистические информационные потоки имеют следующие характеристики:
– неоднородность (информация, используемая в логистических системах, качественно разнородна.);
– много подразделений – поставщиков информации;
– много подразделений – потребителей информации;
– сложность и трудность практической обозримости информационных маршрутов;
– на каждом маршруте действует много носителей информации;
– много вариантов оптимизации информационных потоков.
Информационные потоки в логистике – это транспортные артерии, по которым данные идут к системе управления, а также от нее. Все необходимые сведения должны быть получены в требуемые сроки. Для этого информационная логистика выполняется такие функции:
– подбор информации;
– анализ информации;
– перемещение информации на носителях между субъектами получения информации;
– сохранение и систематизация информации.
– фильтрование потока данных, чтобы выбирать именно то, что необходимо в определенном случае для конкретного уровня управления.
– изменение структуры информации.
– выполнение элементарных преобразований.
– управление потоками информации.
И все это осуществляется с информацией – совокупности различных сведений, что есть и могут быть зафиксированы, переданы, преобразованы и использованы в интересах (или против их) экономического объекта. Чаще всего они используются для реализации таких функций управления, как планирование, учет, экономический анализ и регулирование.
В логистике выделяют следующие виды информационных потоков.
Заключение
В контрольной работе было рассмотрено 2 вопроса в рамках индивидуального задания:
1) Функциональные области логистики: выделение по различным основаниям. При раскрытии первого вопроса было выявлено, что объектом логистики является сквозной материальный поток, тем не менее, на отдельных участках управление им имеет известную специфику. В соответствии с этой спецификой выделяют шесть функциональных областей логистики: закупочную, производственную, распределительную, транспортную, складскую и информационную.
2) Информационные потоки в логистике. При раскрытии данного вопроса был сделан вывод, что информационная логистика занимается организацией потоков данных, которые сопровождают материальные ценности в процессе их перемещения. Она позволяет связывать снабжение, производство и сбыт. Информационные потоки в логистике – это инструмент для управления процессами движения и складирований продукции. Благодаря этому обеспечивается своевременная доставка товаров в нужном количестве, оговоренной комплектации и необходимого качества при минимальных затратах и оптимальном сервисе. Эффективное использование информационной логистики заключается в рациональном управлении информационным потоком по всей логистической сети на всех иерархических уровнях.