Задание 1
1. Докажите, что подходы к руководству будут различаться в зависимости от индивидуальных особенностей работников (их темперамента, характера, особенностей самосознания, направленности и т.д.). Приведите примеры.
Руководитель-холерик нередко имеет директивный стиль управления с высоким контролем и критикой в адрес сотрудников, допускающих ошибки. Позволяет себе вспыльчивость, может накричать на подчиненного. Холерик — активный и энергичный руководитель, с высокой мотивацией и «горящими глазами». Он заядлый трудоголик, такой же преданности по отношению к работе требует от своих подчиненных. Он работает в высоком темпе, напряженно и интенсивно. Быстро анализирует информацию и принимает решения. Стремится к экономии рабочего времени, требует говорить лаконично и по существу.
Руководитель-флегматик – это неконфликтный, консервативный выдержанный, солидный человек, без суетливости. Такой руководитель нередко «закрывает своей спиной» первого руководителя. При необходимости может занять позицию теневого лидера, хотя личного стремления к лидерству не имеет. Стремится реализовать принцип справедливости.
На управленческой работе меланхолики встречаются редко. Даже если они имеют такой природный темперамент, то научились себя маскировать. Внешне это никак не проявляется или проявляется почти незаметно. Человек внешне - решительный, сдержанный и уверенный в себе. Однако после работы, дома в общении с близкими он может дать волю своим эмоциям: жаловаться на судьбу, жалеть себя и т.п.
Сангвиник - хороший профессионал и руководитель, реализующий объективный стиль управления. Если подчиненный работает нормально, начальник-сангвиник будет считать его хорошим человеком и полезным сотрудником. Если подчиненный работает плохо, нарушает дисциплину и скандалит, для руководителя сангвиника он будет плохим человеком и вредным для компании сотрудником.
Задание 2
1. Примеры успешной и неуспешной мотивации личности
Неуспешная мотивация: вы внушаете вашим детям, что следует чистить зубы после каждого приема пищи, но сами так не делаете.
Успешная мотивация – показ своим примером, до которого человек хочет дотянуться. Например, читая биографии успешных людей, которые сами достигли успеха, также мотивируешься к действию.
Например, в книге Н. В. Гоголя "Мёртвые души" мотивация для Чичикова - деньги; в романе Л. Н. Толстого "Война и мир" для Наташи Ростовой мотивация - любовь; в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" мотивация для Сонечки Мармеладовой - любовь и сострадание к ближнему; в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" мотивация для странников (7 мужиков) поиск счастливого человека.
Задание 3
Вероника Матвеевна - Э+, А+, П – очень деятельна, бурная. Отличается большой силой, отвагой, предприимчивостью. Ее не пугают препятствия: благодаря своей изобретательности, умеет их обходить. Охотно участвует в общем деле и выполняет всё, что требуется. Способна взяться за работу «засучив рукава», но нужно постоянно поддерживать его интерес к ней. Такому человеку следует поручать работу, которая должна быть выполнена без промедления. При этом не следует забывать о том, что он легко отвлекается.
Лев Викторович – Э–, А+, В – флегматик. Холоден в общении и исключительно спокоен. Не склонен к товариществу и предпочитает одиночество; неразговорчив и сводит беседу к выяснению главного. В работе любит порядок и выполняет её методично и спокойно. Не боится работать с полной отдачей, но лишь тогда, когда это ему выгодно. Убедить его можно только с помощью обоснованной аргументации. Флегматика лучше всего использовать на стадии проектирования работы и в подготовительный период. Здесь очень полезными оказываются его организаторские способности, спокойствие и уравновешенность.
Задание 5
1. В своей книге «Дианетика» Р. Хаггард предлагает следующую формулу личностного потенциала человека: Потенциал = Интеллект · Динамика (жизненная хватка, энергичность человека). Какими аспектами личностного потенциала, по вашему мнению, пренебрёг Хаггард?
Потенциал чувств (эмоциональный аспект здоровья). Эмоциональная компетентность – это способность человека конгруэнтно выражать свои чувства, понимать и безоценочно соглашаться с чувствами других.
Задание 6
1 Существует ли связь между определенной карьерной ориентацией человека и его стремлением к карьерному росту? Обоснуйте свой ответ.
«Карьерные ориентации», или «якоря карьеры», — это ценностные ориентации, социальные установки, интересы и т.п. социально обусловленные побуждения к деятельности, характерные для определённого человека. Карьерные ориентации возникают в начальные годы развития карьеры, они устойчивы и могут оставаться стабильными длительное время. Связь существует. Например, если человек выбирает такую карьерную ориентацию, как стабильность места жительства, это значит, что человек может отказаться от более высокой должности, если она грозит риском и временными неудобствами.
Задание 8
1. Предложите мероприятия по профилактике у руководителя синдрома профессионального выгорания
К основным мерам профилактики синдрома эмоционального выгорания у руководителей относятся: профессиональный отбор будущих специалистов, освобождения от иррациональных установок и суждений; выработка позитивного мышления; психологическая саморегуляция; овладение способами психологической защиты от стрессов. Оптимальная продолжительность работы руководителя на одной должности 14 составляет 5-7 лет, в дальнейшем необходима либо кадровая ротация по горизонтали или вертикали, либо переподготовка по теории и практике организации и управлению, способствующая совершенствованию старых, либо обретению новых стилей и методов руководства. Эффективной работе руководителя может способствовать также инновационное изменение целей (или задач) работы организации.
Задание 9
1. Подберите вопросы, которые обычно задают в процессе собеседования, продумайте ответы на них.
1. Расскажите о себе.
Отвечая на этот вопрос и другие вопросы интервьюера, держитесь спокойно и говорите уверенным тоном. Расскажите то, что будет важно услышать работодателю: место учебы и специальность, опыт работы, знания и умения, заинтересованность именно в этой работе и личностные качества – стрессоустойчивость, обучаемость, трудолюбие. Подробнее этот момент рассмотрен в этой статье, где приведен примерный рассказ соискателя о себе, а также даны рекомендации о том, как лучше отвечать.
2. Почему вы уволились?
Отвечая на вопрос, почему ушли с предыдущего места работы, не говорите о конфликтах на прежней работе и не отзывайтесь плохо о своем начальнике или коллегах. Вас могут заподозрить в конфликтности и неумении работать в команде. Лучше вспомнить позитивные моменты из прошлого опыта, а причиной ухода назвать желание полной реализации своих способностей, стремление к повышению профессионального уровня и оплаты труда.
3. Почему вы хотите работать у нас?
Начните с положительных моментов в работе компании – стабильность и профессиональный, слаженный коллектив, интерес к сфере деятельности, а потом добавьте, что привлекает должность и график работы, близость к дому, достойная оплата труда.
Задание 10
1. Заполните пропуски на тему «Отличительные характеристики лидера и руководителя» и сделайте соответствующие пояснения.
Регулирует официальные отношения в группе.
Руководитель регулирует межличностные отношения в группе, – официальное отношение группы к внешней социальной среде, прежде всего – к организации.
Лидерство возникает стихийно, это менее стабильное явление, зависит от настроения группы выдвижение и смена лидера
Мера влияния лидера на группу не является величиной постоянной: при определенных обстоятельствах его возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться
Руководитель избирается в ходе специальной установленной процедуры, контролируемой со стороны социальной макросреды, это более стабильное явление.
Задание 11
3. В чем отличие организации от группы.
Главное отличие состоит в виде социального контроля, который применяется при строительстве групп и организаций. Гуппы построены, главным образом, на моральном контроле, лишь преступные и, отчасти, подростковые группы построены на вооружённом контроле. Организации не могут быть построены на моральном контроле в принципе.
Другими отличиями группы от организации являются характер отношений и количество членов. Количество членов группы не может превышать 15 человек. В бюрократической организации может состоять даже несколько сотен тысяч человек. Между членами группы устанавливаются личные отношения. Между членами организации устанавливаются формальные отношения, что проявляется в казённом стиле общения.
Задание 12
2. Как вы справляетесь с нежелательным для вас групповым давлением? Всегда ли вы способны ему противостоять?
Давление – это попытки заставить с помощью силы или влияния другого человека что-то сделать, не объясняя причин. При этом могут использоваться разные виды давлений: угрозы, лесть, обман, ссылка на других людей, уговоры, шантаж, насмешка и т.д.
Особенно трудно сопротивляться групповому давлению, так как все мы хотим, чтобы группа нас принимала. Однако уважающий себя человек может соглашаться делать то, что считает правильным и отказываться делать что-то вредное, опасное, то, что считает неправильным.
Существуют различные способы отказа:
- сказать «НЕТ», не споря и не объясняя причин, на все уговоры продолжать говорить «НЕТ»; - объяснить причины отказа; - предложить сделать что-то другое; - уйти и не участвовать в нежелательном действии; - попытаться убедить и других отказаться от нежелательного действия.
Задание 13
1. Пословицы
все за одного – один за всех – Солидарность с группой позволяет человеку воспользоваться весомыми преимуществами принадлежности к ней - функциональной и эмоциональной поддержкой, психологической защитой, иными значимыми для комфортного самочувствия видами групповой благодарности за верность.
Артель атаманом красна – влияние группы, обладающей лидером, усиливается.
Громада– большой человек. главным фоном всей социальной жизни было и остается общественное мнение, часто даже в мелочах определяет поведение членов общины.
Через чужие глаза на мир смотрит – конформизм заставляет человека быть таким, как все, исключает собственное мнение, подавляет индивидуальность.
2. Дайте рекомендации для уменьшения социальной лености
1. Найдите свой идеальный размер команды.
Хорошим правилом, которое используют большинство организаторов групп, является правило «2 пицц». Команда не должна превышать размер той,которая может съесть две пиццы. То есть состав группы должен формироваться из 5-9 человек. Если количество превышено, это может свидетельствовать о значительно большом размере группы.
2. Контролируйте численность группы.
В процессе того, как выполняются задания, численность группы может меняться. Если перестать контролировать подобные изменения, то группа может увеличиться до нежелательных, а, следовательно, менее продуктивных размеров.
Задание 14
1. Приведите примеры ситуаций в организации, в которых будет уместно проведение проблемного (оперативного, инструктивного) совещания.
проблемное – проводится для поиска оптимального решения проблемы посредством дискуссии; предусматривает доклад, ответы на вопросы, прения, коллективную выработку решения;
Пример: совещание о подготовке зданий организации к отопительному сезону.
• инструктивное – проводится в случае необходимости передать распоряжения по вертикали управления снизу вверх для их быстрейшего исполнения; включает конкретизацию и разъяснение распоряжений, ответы на вопросы, назначение сроков выполнения и ответственных;
Пример: совещание после получение приказа вышестоящей инстанции о проведении субботника.
• оперативное – проводится при необходимости получения информации о текущем состоянии дел на участках и в подразделениях организации; в процессе его проведения заслушиваются доклады подчинённых о состоянии дел на местах, попутно на основе полученной информации разрешаются возникающие проблемы.
Пример: еженедельное совещание о текущем состоянии дел.
Задание 15
1. Как вы считаете, необходима ли беседа, если сотрудник увольняется
В любом случае, увольняется ли сотрудник по собственному желанию или происходит принудительное увольнение, с ним необходимо провести беседу. Как правило, люди, которые уходят из компании, более открыто и искренно говорят о негативных условиях, заставивших их принять такое решение. Для мудрого руководителя, профессионального, грамотного НК-менеджера или кадрового сотрудника такая информация важна для проведения постоянного мониторинга текучести персонала в компании, направленного на разработку мер по устранению негативных факторов и снижению оттока кадров.
Кроме выяснения истинных причин увольнения, в ходе такой беседы руководитель, НК-менеджер или кадровый работник стремятся оставить позитивное впечатление о своей компании. Позитивное завершение отношений полезно и компании, и сотруднику.
Задание 17
1. Отличие деловой беседы от переговоров
Деловая беседа предполагает передачу или обмен информацией и мнениями по определённым вопросам и проблемам. Она может предварять переговоры или быть одним из элементов переговорного процесса, при этом здесь не обязательно принятие решений и заключение договоров. Деловые переговоры подразумевают наличие несовпадающих или даже противоположных интересов участвующих сторон и требуют от участников умения достигать разумного соглашения. В отличие от деловой беседы переговоры предполагают достижение конкретной цели и направлены на заключение договоров, сделок, контрактов.
Задание 18
1. Рекомендации для владельцев мобильных телефонов
-для защиты от телефонного стресса
Важно в начале неприятного для Вас разговора дать партнеру "выпустить пар", используя речевые поддержки ("Да, понятно…", "Я вас слушаю…", "Понимаю вас…", "Так, так, конечно…"), особенно, если партнер возбужден, агрессивен, не доволен чем-то и предъявляет Вам претензии. Не стоит придавать значение формулировкам, которые он использует. Лучше попытаться понять суть претензии, записывая основной смысл.
Следующим важным шагом будет являться персонифицированное обращение (по имени или по имени и отчеству) и просьба сформулировать желаемый конечный результат, варианты решения, которые устроили бы его в данный момент. Уместно обращение к позитивным качествам партнера ("Вы как знающий специалист…, как умный человек…").
Разговаривать по телефону, особенно при неприятном для Вас звонке, лучше сидя прямо, держа мышцы живота подтянутыми, напряженными, а не "растекаясь" в удобном кресле.
Задание 19
1. Что такое инцидент?
Случай, недоразумение, происшествие (обычно неприятное), столкновение.
2. Что такое конфликтная ситуация?
Ситуация, объективно содержащая явные предпосылки для конфликта, провоцирующая враждебные действия, конфликт.
3. Каково отношение участников конфликта к его объекту? Приведите примеры конфликта, выделите его структурные компоненты.
Обычно отношение участников конфликта к его объекту негативное. Например, на работе: должность одна - претендентов несколько. Или: на одного мужчину претендует две женщины, одна из которых законная жена, другая - привлекательная любовница... Это - объективный конфликт интересов.
Задание 20
1. Охарактеризуйте различные виды конфликтов. Можно ли их четко разграничить в реальной жизни?
Так А.Г. Здравомыслов дает классификацию уровней конфликтующих сторон:
Междиндивидуальные конфликты; Межгрупповые конфликты и их типы:
группы интересов
группы этнонационального характера
группы, объединенные общностью положения;
конфликты между ассоциациями
внутри и межинституциональные конфликты
конфликты между государственными образованиями
конфликты между культурами или типами культур
Р. Дарендорф дает одну из наиболее широких классификаций конфликтов.
По источникам возникновения (конфликты интересов, ценностей, идентификации).
По социальным последствиям (успешные, безуспешные, созидательные или конструктивные, разрушительные или деструктивные).
Задание 21
1. Перечислите типы конфликтных личностей. Приведите пример
Наиболее часто, по мнению психологов, встречаются следующие разновидности конфликтных личностей:
Демонстративный. Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо.
Ригидный. Подозрителен. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств Прямолинеен и не гибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Почтение со стороны окружающих воспринимается как должное. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимает как обиду. Мало критичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышено чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.
Задание 22
1. Дайте определение понятию «конфликт» и назовите его составляющие
Конфликт – отсутствие согласия между несколькими сторонами (это могут быть отдельные люди или группы людей).
1. стороны конфликта (участники)
2. условия конфликта
3. предмет конфликта
4. действия участников конфликта
5. исход конфликта (результат)
2. Почему для разрешения конфликта необходимо выяснить не только позиции, но и интересы участников? Как это сделать?
Потому что позиция подразумевает под собой интересы той или иной личности, то что она хочет добиться этим конфликтом.
этапы работы:
• определите потребности всех участников конфликта;
• подумайте, как можно все их удовлетворить;
• признайте не только свои, но и чужие ценности.
Задание 23
1. Что и почему из перечисленных характеристик относится к понятию «руководитель» и не относится к понятию «лидер».
1. выдвигается неофициально;
2. выполняет несколько социальных ролей;
3. назначается официально;
4. имеет психологическую природу;
5. даны права и полномочия законом;
2. Что из перечисленных характеристик относится к понятию «лидер» и не относится к понятию «руководитель».
1. не является обладателем права полномочий;
2. несет перед законом ответственность за деятельность группы;
3. выдвигается неофициально;
4. имеет психологическую природу;
5. имеет организационную природу.
Задание 24
1. К какому признаку классификации относят материальное, когнитивное, деятельное, кондиционное, мотивационное общение?
По основному содержанию.
2. Объясните значение функций общения и приведите примеры
Инструментальное – функция характеризует общение как социальный механизм управления, что дает возможность получить и передать информацию, необходимую для осуществления определенного действия, принятия решения. Общение между педагогом и психологом.
Интегральная - используется как средство объединения деловых партнеров для совместного коммуникативного процесса; Две конкурирующие фирмы работают над совместным проектом.
Задание 25
1. Дайте определение понятия «общение»
Общение – это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый потребностями взаимодействующих субъектов и направленный на удовлетворение этих потребностей.
2. Цель делового общения:
1. приобщение инициатора общения к ценностям партнера,
2. находится вне самого взаимодействия субъектов,
3. находится в самом взаимодействии субъектов.