1. Сущность, структура и порядок регулирования хозяйственных связей по поставкам товаров. Виды договоров
2. Раскройте сущность оптовой торговли, опишите ее виды, функции
Список используемых источников
1. Сущность, структура и порядок регулирования хозяйственных связей по поставкам товаров. Виды договоров
В процессе продвижения товаров на рынок торговля выполняет связующие функции между производством и потребителями. Возникающие между ними взаимоотношения называются хозяйственными связями.
Хозяйственные связи включают экономические, организационные, коммерческие, правовые, административные и другие отношения, складывающиеся между покупателями и продавцами в процессе поставок товаров.
Структура хозяйственных связей может быть простой и сложной. Простые хозяйственные связи заключаются непосредственно между предприятием — изготовителем товаров и розничными торговыми организациями. Они устанавливаются при закупке многих продовольственных товаров, особенно скоропортящихся, а также непродовольственных, имеющих несложный ассортимент и крупногабаритных. Такие связи называются прямыми. Преимущества прямых хозяйственных связей могут быть достигнуты за счет устранения лишних звеньев, исключения перевалки товаров, ускорения товаро-оборачиваемости, повышения эффективности воздействия на изготовителя по вопросам обновления ассортимента, повышения качества товаров, сокращения времени на согласование условий поставки.
Сложные хозяйственные связи предполагают участие в них различного числа посредников. Такая структура хозяйственных связей менее эффективна, снижает оперативность управления процессом доведения товаров до потребителя, уменьшает эффективность воздействия на изготовителя по выпуску нужного ассортимента. Она целесообразна при поставках товаров в количестве меньше минимальных норм отгрузки, когда требуется накопление, подсортировка, преобразование ассортимента у посредника.
Организационно-правовые основы хозяйственных связей
Гражданский кодекс Республики Беларусь определяет порядок заключения, изменения, исполнения и прекращения действия различных договоров на территории Республики Беларусь. Используя предусмотренное Гражданским кодексом Республики Беларусь право, Кабинет Министров Республики Беларусь утвердил Положение о поставках товаров в Республике Беларусь.
Действие этого документа распространяется на отношения по поставке товаров между юридическими и (или) физическими лицами, осуществляющими свою предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Республики Беларусь.
Особенности поставки товаров для государственных нужд определяются Указом Президента Республики Беларусь «О государственных закупках» от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» и другими нормативными актами, утвержденными в соответствии с ним. Законы Республики Беларусь. Указ определяет порядок и условия закупок товаров (работ, услуг), осуществляемых за счет средств республиканского и местного бюджетов, а также государственных внебюджетных и инновационных фондов, внешних государственных займов, кредитов, льготируемых за счет средств бюджета. Указ устанавливает также порядок закупок товаров (работ, услуг), осуществляемых бюджетными организациями.
При государственных закупках наряду с реализацией интересов заказчиков и поставщиков должен быть соблюден принцип выгодности в целом для государства.
Организации, для которых государством не определяются решения по закупкам, имеют право самостоятельно выбирать правила, способы и процедуры закупок товаров в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, регулирующим вопросы совершения сделок, и в рамках полномочий, предоставляемых должностному лицу учредительными документами и трудовым договором (контрактом).
2. Организация коммерческих операций на аукционах. Тендеры
Аукцион — продажа товаров с торгов в заранее установленное время и в заранее назначенном месте тому из присутствующих, кто предложил за них наивысшую цену, либо по предельной (граничной) цене, устанавливаемой для продажи (СТБ 1393—2003 «Торговля. Термины и определения»). Аукционная торговля — способ реализации товара, при котором продавец, желая получить максимальную прибыль, использует конкуренцию нескольких или многих покупателей, присутствующих при продаже. Товарные аукционы организуются периодически в заранее обусловленное время в назначенном месте. Здесь осуществляется продажа предварительно осмотренных покупателем товаров путем публичных торгов. Товар переходит в собственность того покупателя, который предложит наиболее высокую цену.
На аукционах предлагаются товары, имеющие индивидуальные особенности. Покупателю в обязательном порядке до начала аукциона должна быть предоставлена возможность детально ознакомиться с товаром, так как впоследствии претензии по качеству ни к продавцам, ни к устроителям аукциона не принимаются.
Предметами аукционного торга могут быть: пушно-меховые товары, чай, табак, лошади, цветы, ювелирные изделия, антиквариат, картины, представляющие художественную ценность, и т.д.
Посреднические организации на аукционах работают на комиссионных началах.
Порядок проведения аукционов включает несколько этапов:
- подготовку аукциона;
- предварительный осмотр товаров покупателями;
- аукционный торг,
- оформление и исполнение аукционной сделки.
Подготовка аукциона начинается задолго до его проведения. Владельцы, желающие реализовать свой товар, должны подать заявку на участие в аукционе и доставить товар на склад организаторов аукциона. Специалисты аукционной компании проводят сортировку и подборку товара по однородным качественным признакам. Рассортированный товар формируется в однородные партии, называемые лотами. Чем ценнее товар, тем меньше его в лоте. Может быть лот, состоящий из одного уникального изделия. Каждому лоту присваивается номер, под которым он заносится в каталог. Одинаковые по качеству лоты следуют один за другим и образуют ряды — стринги, в каталоге отделяемые друг от друга линиями. Каталог содержит перечень всех лотов, предлагаемых к продаже на аукционе, с указанием номера, сорта, количества единиц товара в каждом лоте. Имеется информация об условиях аукционной продажи, обозначена дата открытия и продолжительность аукциона, место его проведения, установлено время для предварительного осмотра лотов и точное время проведения торгов, излагается порядок оформления сделок и расчетов за приобретенные товары.
В подготовительный период организаторы аукциона должны провести серьезную рекламно-информационную работу, разослать приглашения и каталоги потенциальным покупателям.
Предварительный осмотр товаров покупателями является обязательным и проводится до открытия торгов. Готовят специальную выставку товаров, объявленных к продаже. В процессе осмотра покупатели делают отметки в каталоге против понравившихся лотов и ставят цену, которую они могли бы за них уплатить. Кроме того, покупатели могут приобрести образцы понравившихся им лотов, чтобы провести дополнительную проверку их качества.
Аукционный торг является третьим этапом в проведении аукциона. Все покупатели, присутствующие на аукционе, должны быть зарегистрированы под своим регистрационным номером. Техника проведения аукциона следующая. Аукционатор (ведущий торга) объявляет номер лота, исходную цену.