1. Учение Эпикура и его последователей
2. Основные идеи философии стоиков
3. Феномен скептицизма в античной философии
Список использованных источников
1. Учение Эпикура и его последователей
Эпоха эллинизма является самой длительной за всю историю рабовладельческого социума. Данная эпоха датируется концом IV в. до н. э. по V в. н. э. Зачастую эллинистически-римская философия определяется как гибель античной философии, то есть ее медленная деградация.
За всю историю человеческой культуры не было философа, чье учение и личность которого пробудили бы настолько злостные и несправедливые нападки. Это произошло по двум причинам. Первая заключается в этике эпикурейцев. Несмотря на тот факт, что философ утверждал гедонизм киренаиков, которые в качестве критерия нравственного поступка утверждали удовольствие, он более решительнее провозглашает независимость этики от государственного и религиозного авторитета. Вторая причина состоит в отношении Эпикура к богам. Эпикурейцы, не исключая их бытия, считают невозможным любое внедрение богов в жизнь человека. В этом смысле они являются собой решительными атеистами. Учение эпикурейцев представляет собой практический атеизм, который предвещал как чуждое суевериям общество, так и атеистическое и одновременно нравственное общество, которое будет свободно от богов и от господ.
О представителях школы Эпикура известно немногое, известны их имена, например, Метродор из Лампсака, Полиэн из Лампсака, Гермарх из Митилены, Леонтий и его жена Фемиста, Колот и Идоменей. Лишь знаменитая поэма Лукреция «О природе вещей» полностью дошла до нас и имеет огромное значение.
Исследование природы Эпикур предваряет каноникой, то есть учением о критериях истины и правилах познания. В своем учении он отталкивается от того, что познание заключается в обозначении некоторого объекта словом таким образом, что истинное является тем, что таково, как о нем говорят; а ложь – это то, что не такое, как о нем говорят. В качестве критерия согласования слова и объекта (то есть, критерием истины) являются восприятия, предвосхищения и претерпевания. Восприятия не являются разумными и не зависят от разума, то есть их невозможно опровергнуть, само восприятие является подтверждением истины и чувств.
2. Основные идеи философии стоиков
Второй принципиально новой эллинистической философской школой, после эпикуреизма, является так называемая Стоя. Данное учение – стоицизм – характеризуется длительной историей развития, начиная от истоков эллинизма и до поздней Римской империи, следовательно, с конца IV в. до н. э. и до конца III в. н. э.
Философское учение стоицизма представляет собой комплексное мировоззренческое образование [7, c. 121].
Данная школа основана Зеноном в конце IV в. до н.э. Примерно в середине III в. Хрисипп, ставший во главе школы, дал новый толчок ее работе. Рассмотрим основные идеи философии стоиков.
Стоический выбор отталкивается от идеи сократического выбора и противоположен эпикурейскому выбору, ведь счастье заключается не в наслаждении и не в личной выгоде, а в стремлении к добру, которое предписано разумом и превосходит отдельную личность.
Стоический выбор противоположен также платоническому, ведь счастье, то есть, моральное благо, доступно каждому.
Стоический опыт состоит в четком осознании трагического положения личности, которая всецело подчинена року. Далее человек убеждается, что не обладает свободой, ведь от нас абсолютно не зависят привлекательность, сила, здоровье, богатство, счастье. Это обусловлено именно внешними причинами. Необходимость, которая безразлична ко всем нашим личным интересам, уничтожает наши замыслы и разбивает надежды. Мы становимся беззащитными перед различными случайностями, болезнями и смертью. Все в нашей жизни начинает ускользать из рук. По этой причине люди несчастливы: они пытаются приобрести те блага, которые им не дано, а также избежать неминуемых зол. Единственное, что находится в нашей власти, - это воля поступать в соответствии с разумом. Таким образом, стоики резко противопоставляют то, что зависит от нас, а, поэтому, может быть или хорошим, или плохим, ведь мы принимаем решения осознано, а то, что не зависит от нас, считается для нас безразличным. Стремление делать добро и есть та внутренняя крепость, которую любой из нас воздвигает в себе самом. Лишь в этом случае мы обретем свободу, неуязвимость, а также достоинство, которое в наивысшей степени ценится стоиками, - это согласие с самим собой. Стоический жизненный выбор состоит в согласии с самим собой.
3. Феномен скептицизма в античной философии
Начиная с 323 года до н.э., еще до Эпикура и Зенона, Пиррон в Элиде создал движение «скептиков» с особенным строем мысли и поведения. Новаторство Пиррона, что отличает его от предшественников и современников, заключается в убеждении, что вполне возможно жить искусно и счастливо даже без истины и ценностей, по крайней мере, таких, как в прошлом.
Пиррон утверждал, что:
1) все вещи являются одинаковыми, неразличимыми и непостоянными;
2) следовательно, не стоит питать к ним доверия, необходимо жить без мнений, не придерживаясь чему-либо, не отвращаясь ни от чего;
3) при подобных обстоятельствах уместными кажутся только апатия и непоколебимость.
Аркесилай использовал иронический метод Сократа и Платона в новом скептическом духе для того, чтобы осуществлять массированную и неуступчивую атаку на стоиков, в особенности на Зенона. Замысел заключался в том, чтобы обезоружить их собственными руками, завести в тупик молчания. Смысл их критики был таков: согласия в принятии представления не существует, ибо 1) согласие есть действие разума, это суждение, а не представление; 2) не существует такого истинного представления, которое исключило бы ложное. Стало быть, когда мы даем согласие, то всегда рискуем согласиться с тем, что ложно. Ясно, что рождается в согласии, то никогда не может быть определенно истинным, а может быть только мнением. Из двух одно: либо мудрец-стоик должен согласиться, что владеет лишь мнениями, либо, если дано, лишь мудрец знает истину, он должен быть «акаталептиком», т.е. несогласным, и значит, скептиком. Если стоик рекомендовал «остановку в суждении» только в случаях недостатка очевидности, то Аркесилай обобщает: «Ничто не имеет абсолютной очевидности».
1. Адо, П. Что такое античная философия? / П. Адо. – М.: Издательство гуманитарной литературы, 1999.
2. Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. – М.: Высшая школа, 1999.
3. Богомолов, А.С. Античная философия / А.С. Богомолов. – М.: Знание, 1985.
4. Лосев, А.Ф. История античной философии / А.Ф. Лосев. – М.: Прогресс, 1989.
5. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней : в 4 т. / Дж. Реале, Д. Антисери. – СПб.: Петрополис, 1994. – Т.1.
6. Словарь античности : пер. с нем. – М.: Эллис Лак; Прогресс, 1994.
7. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А.Н. Чанышев. – М.: Высшая школа, 1991.