Разъёмными соединениями называют соединения, разборка которых происходит без нарушения целостности составных частей изделия. Разъёмные соединения могут быть как подвижными, так и неподвижными. Наиболее распространенными в машиностроении видами разъёмных соединений являются: резьбовые, шпоночные, шлицевые, клиновые, штифтовые и профильные. Рассмотрим некоторые из них.
Резьбовые соединения – это разборные соединения с применением резьбовых крепёжных деталей (винтов, болтов, шпилек, гаек) или резьбовых элементов, выполненных на самих соединяемых деталях. Основным признаком резьбового соединения является наличие резьбы хотя бы на некоторых из деталей, входящих в соединение. Резьбой называют совокупность чередующихся выступов и впадин определённого профиля, расположенных по винтовой линии на поверхности тела вращения.
Достоинства: возможность создания больших осевых нагрузок при малых усилиях на инструменте; возможность фиксации в затянутом состоянии; удобство сборки и разборки с применением стандартных инструментов; простота конструкции и возможность точного изготовления; наличие широкой номенклатуры стандартных крепёжных изделий; низкая стоимость крепёжных изделий благодаря массовости и высокой степени автоматизации производства; малые габариты в сравнении с соединяемыми деталями. Недостатки: высокая концентрация напряжений в дне резьбовой канавки; значительные энергопотери в подвижных резьбовых соединениях; большая неравномерность распределения нагрузки по виткам резьбы; склонность к самоотвинчиванию при знакопеременных нагрузках; ослабление соединения и быстрый износ резьбы при частых сборках и разборках.
- по эксплуатационному назначению – крепёжная, крепёжно-уплотняющая, ходовая (для преобразования движения), специальная (например, ниппельная);
- по форме профиля резьбы в поперечном сечении нарезки - треугольная, трапецеидальная, упорная, прямоугольная, круглая;
- по величине шага нарезки - нормальная (с крупным шагом нарезки) и мелкая (с уменьшенным шагом нарезки).
3 Оси и валы. Пружины. Муфты. Дать общие понятия, классификацию и область применения
Вал – деталь машины или механизма предназначенная для передачи вращающего или крутящего момента вдоль своей осевой линии. Большинство валов – это вращающиеся (подвижные) детали механизмов, на них обычно закрепляются детали, непосредственно участвующие в передаче вращающего момента (зубчатые колёса, шкивы, звёздочки цепных передач и т.п.).
Ось – деталь машины или механизма, предназначенная для поддержания вращающихся частей и не участвующая в передаче вращающего или крутящего момента. Ось может быть подвижной или неподвижной.
Классификация валов и осей:
1. По форме продольной геометрической оси:
1.1. прямые (продольная геометрическая ось – прямая линия), например, валы редукторов, валы коробок передач гусеничных и колёсных машин;
1.2. коленчатые (продольная геометрическая ось разделена на несколько отрезков, параллельных между собой смещённых друг относительно друга в радиальном направлении), например, коленвал двигателя внутреннего сгорания;
1.3. гибкие (продольная геометрическая ось является линией переменной кривизны, которая может меняться в процессе работы механизма или при монтажно-демонтажных мероприятиях), часто используются в приводе спидометра автомобилей.
2. По функциональному назначению:
2.1. валы передач, они несут на себе элементы, передающие вращающий момент (зубчатые или червячные колёса, шкивы, звёздочки, муфты и т.п.) и в большинстве своём снабжены концевыми частями, выступающими за габариты корпуса механизма;
2.2. трансмиссионные валы предназначены, как правило, для распределения мощности одного источника к нескольким потребителям;
2.3. коренные валы - валы, несущие на себе рабочие органы исполнительных механизмов (коренные валы станков, несущие на себе обрабатываемую деталь или инструмент, называют шпинделями).
3. Прямые валы по форме исполнения и наружной поверхности:
3.1. гладкие валы имеют одинаковый диаметр по всей длине;
3.2. ступенчатые валы отличаются наличием участков, отличающихся друг от друга диаметрами;
3.3. полыевалы снабжены сквозным или глухим отверстием, соосным наружной поверхности вала и простирающимся на большую часть длины вала;
3.4. шлицевые валы по внешней цилиндрической поверхности имеют продольные выступы – шлицы, равномерно расположенные по окружности и предназначенные для передачи моментной нагрузки от или к деталям, непосредственно участвующим в передаче вращающего момента;
3.5. валы, совмещённые с элементами, непосредственно участвующими в передаче вращающего момента (вал-шестерня, вал-червяк).
4 Назначение, устройство, принцип действия, техника безопасности при обслуживании роликовых конвейеров
Этот конвейер состоит из двух стальных направляющих, параллельных друг другу. Между ними расположены приводные ролики со сгруппированными осями, закрепленные на неподвижной раме. Та, в свою очередь, зафиксирована на стойках. Расстояние, на которое могут перемещаться ролики, должно быть больше, чем диаметр или ширина груза. При этом его длина должна превосходить интервал между роликами чуть более чем в 2 раза.
Одни передвижные рольганги оснащены приводами, другие — нет. В первом случае ролики приводятся в движение принудительно. За это отвечает мощный электрический двигатель, а также ременные, зубчатые и цепные передачи. Конвейеры, в которых не предусмотрено привода, должны иметь определённый уклон в направлении движения груза. Он перемещается либо под силой собственного веса, либо вручную, либо при помощи пневматического или механического толкателя. Это позволяет справиться даже с тяжёлыми грузами.
Принцип работы рольганга
Груз укладывают на ролики и за счёт естественного скольжения перемещают в нужном направлении. Если у транспортируемых изделий опорная часть ровная и жёсткая, то они передвигаются по прямой, с равномерной скоростью, без поддона. Иногда необходимо переместить материалы, подверженные деформации. В таких случаях без поддонов не обойтись. Чаще всего их изготавливают из металла или древесины. Роликовые конвейеры также эффективны для штучных и насыпных грузов при условии, что они расфасованы по коробкам или иной таре.
Эксплуатационные преимущества рольгангов
Прежде всего это универсальность. Такими конвейерами оснащаются самые разные объекты:
машиностроительные и металлургические заводы и комбинаты (литейные, кузнечно-прессовые, термо-обрубные, прокатные цеха);
предприятия деревоперерабатывающей, пищевой, текстильной, обрабатывающей промышленности;
складские терминалы;
порты и другие погрузочные площадки.
5 Элеватор "Нория", назначение, устройство, техника безопасности, обслуживание
Нории представляют собой машины непрерывного действия и являются частью комплекса транспортного оборудования элеваторов. Нории служат для деликатной вертикальной транспортировки зерна и другого сырья без тары, которое подлежит хранению в течении длительного времени. Нории изготавливаются на современных заводах с учетом последних мировых достижений науки и техники в области технологий работы с зерном.
Нории являются высокотехнологичным оборудованием, которое оптимально отвечает требованиям по энергосбережению, экологической и производственной безопасности и потребует минимального технического обслуживания в процессе эксплуатации.
Технические характеристики и принцип действия зерновой нории:
Головка нории по своей форме повторяет конфигурацию падающего зерна, устраняя на пути зерна точки соударения, и таким образом, возможность повреждения при выгрузке.
Для предотвращения обратной сыпи продукта в головке нории установлен регулируемый шибер, выполненный из высокомолекулярного полиэтилена высокого давления.
В головке выполнены инспекционные лючки для регулировки шибера и очистки приводного барабана.
Приводной барабан имеет резиновую футеровку толщиной 10 мм, которая вулканизируется на обечайку барабана. Привод нории представляет собой: электродвигатель, навесной цилиндрический редуктор фирмы Dodge c полым валом, которые соединяются клиноременной передачей.
На редуктор устанавливается BackStop устройство, предотвращающее обратный ход груженной ветви ленты с ковшами при внезапном отключении электропитания оборудования.
Норийные трубы выполнены из оцинкованной стали толщиной до 3 мм и имеют длины 2,5 м и 1,25 м.
Инспекционная секция имеет съемные крышки, предназначенные для удобства монтажа ленты и ковшиков, длина секции 1,25 м.
Башмак нории выполнен из листа толщиной 5 мм и имеет инспекционные лючки для очистки натяжного барабана.
Башмак нории укомплектован специальными профилями, высотой 16 см, которые не позволяют зерну намокать в дождевой или талой воде.
Натяжное устройство выполнено в виде винтов, обеспечивающих натяжение норийной ленты.
В нижней части башмака установлены шибера, обеспечивающие полную очистку башмака.
Лента нории 2П-400 4 ТК-200-2-2-1-св высокопрочная и термостойкая.
Ковши полиэтиленовые американской фирмы MAXI-LIFT, тип HD-MAX высокопрочные, имеют увеличенную вместительность, высокую ударную прочность, высокую износостойкость.