Жизнь постоянно ставит перед человеком разные по своей сложности задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей и неожиданностей требует от человека более глубокого познания мира, открытия в нем новых свойств, закономерностей и связей. Каждый человек в своей жизни делает множество открытий, и необязательно эти открытия являются великими и ценными в масштабах всего человечества.
Проблема мышления долгое время изучалась в рамках философии и логики. В настоящее время вместе с философией и логикой исследованием мышления занимаются психология и многие другие научные дисциплины: физиология, кибернетика, лингвистика и т. д. Специфика психологии состоит в том, что она изучает мышление конкретного человека в его реальной жизни и деятельности.
Психологическое исследование природы мышления исходит из различения чувственного и рационального познания. Для ориентации человека в природном и социальном мире недостаточно лишь чувственного восприятия. Во-первых, сущность предметов и явлений непосредственно не совпадает с их внешним обликом, доступным восприятию. Во-вторых, сложные явления природного и социального мира недоступны восприятию – они не выражены в наглядных свойствах. В-третьих, восприятие ограничено отражением предметов и явлений в момент их непосредственного воздействия на органы чувств человека, с помощью восприятия невозможно познать то, что уже случилось (прошлое), и то, чего еще нет (будущее) [9].
2. Потребности личности. Удовлетворение потребностей в сфере общественного питания
Под потребностями, которые являются главным источником активности личности, понимают особое внутреннее (субъективное) ощущение нужды человека, определяющее его зависимость от определенных условий и средств существования. Сама же активность, направленная на удовлетворение потребностей человека и регулируемая осознанной целью, называется деятельностью. Источниками активности личности как внутренней побуждающей силы направленной на удовлетворение различных потребностей являются:
- органические и материальные потребности (еда, одежда, защита и т.д.);
- духовные и культурные (познавательные, эстетические, социальные).
Потребности человека находят отражение в наиболее стойких и жизненно важных зависимостях организма и среды, а система потребностей человека формируется под воздействием следующих факторов: социальных условий жизни людей, уровня развития производства и научно-технического прогресса.
Рассматривая иерархию потребностей человека, предложенную Авраамом Маслоу можно утверждать, что предприятия общественного питания удовлетворяют базовую физиологическую потребность в еде, а также различные социальные потребности – в общении, принадлежности к определенной социальной группе и т.д. [3].
Соответственно основная роль общественного питания заключается в удовлетворении потребности населения в питании. На наш взгляд реализация данной роли очень важна, так как правильно организованное питание на предприятиях ведет к повышению работоспособности, что в свою очередь сказывается на эффективности деятельности предприятия. Рациональное и полноценное питание в школах, ВУЗах и других учебных заведениях влияет на формирование здоровья нации. Исследования здоровья школьников показали, что 50% из них имеют нарушения пищевой системы.
3. Поступок и формирование характера в трудовой деятельности работника общественного питания
Требования к персоналу предприятий общественного питания определяет не только сама организация, они диктуются и ГОСТом. Предприятия общественного питания – это места, куда приходит много людей, рассчитывая не только полакомиться вкусной едой, приготовленной в правильных условиях, но и получить качественный сервис. Существуют государственные стандарты, которым такие предприятия должны соответствовать, и эти стандарты оговаривают и требования к персоналу.
Важно отметить, что при всей требовательности и строгости ГОСТа предприятиям общественного питания – столовым, кафе и ресторанам – ничто не мешает сохранять собственный стиль и предъявлять дополнительные требования при приеме персонала на работу.
К персоналу на предприятиях общественного питания относятся не только повар, официанты и кухрабочие.
Все работники делятся на три категории:
административный персонал, к которому относятся директор, бухгалтер и менеджеры;
- обслуживающий персонал, к которому относят тех работников, которые контактируют с клиентами и непосредственно отвечают за качество обслуживания в заведении, – администраторов, официантов, метрдотелей, барменов и буфетчиков;
- производственный персонал, в эту категорию входят повара, технологи, сушисты, кулинары, кондитеры и т.д., то есть те, кто занимается приготовлением пищи.
4. Программа для восстановления работоспособности
Ваш коллега перенес сильный стресс и никак не можете оправиться от его последствий. Однако его работа требует сосредоточенности и внимания в процессе приготовления пищи. Предложите программу для восстановления работоспособности коллеги и назовите способы предупреждения стресса
Одно из средств избежать стресса – уход от стрессовой ситуации путём отдыха - активной деятельности, исключающей мысль о причине стресса; переключение внимания на иные, не имеющие отношение к стрессу объекты (рыбалка, плавание, прогулки по лесу, рисование, вязание, театры, музеи и другие противострессовые мероприятия).
Программа для восстановления работоспособности коллеги:
- делегирование полномочий;
- анализ стрессовых ситуаций;
- установка ежедневных целей и приоритетов выполнения заданий; выявление причин, приводящих к стрессу;
- общение с коллегами, др. работниками, посетителями;
- беседы по телефону с приятелями и встречи с друзьями (вне работы);
- физические оздоровительные занятия, переключение на активный отдых (вне работы);
- следование оптимальному распорядку дня на работе и дома; самоустранение от стрессовых ситуаций (временный отпуск, перерыв на работе) и др.