1. Генезис теории цен
2. Концепция цен оптимального плана и приведенных ОНТЗ
3. Модель цены на научно-техническую продукцию
Список использованной литературы
1. Генезис теории цен
Из всех преимуществ, которых может достичь бизнес, есть одно очень мощное, доступное любой компании, но на деле его стремятся заполучить немногие, а добиваются и вовсе единицы. Это - ценовое преимущество.
Хотя ценообразование является одной из наиболее важных управленческих функций, оно по-прежнему остается недостаточно понятным и наименее управляемым во многих компаниях
Определение цены - одно из важнейших решений, принимаемых компанией. Оно оказывает наиболее сильное влияние на прибыль. Но, как ни странно, лишь немногие компании умеют устанавливать цены правильно. Даже вдумчивые руководители чувствуют себя беспомощными , неспособными добиться успеха в этой сфере.
Между тем ценообразование представляет собой чрезвычайно чувствительный рычаг воздействия на прибыль, доступный руководителю: очень малые изменения средней цены приводят к огромным изменениям операционной прибыли.
Другими словами, эффективное ценообразование - это отличительное преимущество немногих компаний.
Разработка теории цены относится к ранней стадии развития капитализма. Для этой стадии была характерна затратная теория цены, яркими представителями которой были Вильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. Именно они заложили основы стоимостной теории цены, согласно которой стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства.
Наиболее последовательным сторонником стоимостной теории цены является К. Маркс с его учением об абстрактном труде как объективной субстанции стоимости. Сущность этой концепции заключается в следующем: товар имеет стоимость и цену. Теория Маркса усматривает в стоимости объективную основу цены, тем самым различая стоимость и цену.
В плановой экономике при единой государственной собственности регулирование экономики осуществляется через закон планомерного развития и централизованное планирование. Вследствие этого все экономические инструменты, в том числе и цены, привязаны к плану, подчинены его выполнению.
В рыночном хозяйстве важную роль играет закон стоимости, который реализуется через механизмы ценообразования, сбалансированности спроса и предложения. Он является одним из регуляторов общественного производства, способствуя переливу ресурсов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов. Этот «перелив» осуществляется предприятиями самостоятельно под воздействием товарно-денежных отношений. В связи с этим в переходный период возникает и усиливается функция цены как критерия рационального размещения производства.
2. Концепция цен оптимального плана и приведенных ОНТЗ
В 50 – 60гг. ХХ ст. появился ряд других концепций ценообразования, основанных не только на необходимости дифференциации нормы прибыли в централизованной экономике, но и на оптимальном функционировании последней. Существует несколько разновидностей этих концепций. К одной из них относится концепция оптимального плана являющаяся частью теории оптимального планирования. Данная теория опирается на использование методов математического прогнозирования, прежде всего линейного программирования. В этом случае на лучшее распределение ресурсов и плановых заданий в масштабах экономики, достигаемое на основе решения задачи линейного программирования, получило название оптимального плана; а оценки, возникающие при этом распределении. Л.В. Канторович назвал объективно обусловленными оценками (о. о. оценки Канторовича), Это связано с тем, что они обусловлены конкретной обстановкой, т.е. – плановыми заданиями, а также ограниченностью воспроизводимых невоспроизводимых ресурсов.
Полученные в результате решения задачи линейного программирования оценки Л.В. Канторович и В.В. Новожилов предложили использовать в ценообразовании. Цены предлагалось формировать как сумму себестоимости ( прямые затраты, по терминологии Л.В. Канторовича) оценок оптимального плана (косвенные затраты, по терминологии Л. В. Новожилова). Позиции Л. В. Канторовича и В.В. Новожилова очень близки, хотя имеются и различия. Так, Л.В. Канторович рассматривает Исходные плановые задания как директивные, а их наиболее рациональной реализации должны служить оптимальные планы в о. о. оценки. В концепции В.В. Новожилова, наоборот, исходные задания представляют собой лишь вариант плана, который должен многократно корректироваться с учетом полученных оценок.
Надо заметить, что авторы концепции цен оптимального плана по-разному трактуют понятие «оптимальный план». В частности, для Л.В. Канторовича оптимальный – план представляет собой наиболее рациональное распределение ресурсов и конкретных заданий для выполнения заранее составленного плана, который в наибольшей мере соответствует общественным потребностям, поэтому в его концепции спрос и предложение не: рассматриваются, в то время как в системе В.В. Новожилова спрос и предложение играют важную роль. Оптимальный план в трактовке Л.В. Канторовича больше соответствует постановке и решению локальных задач, а для В. В. Новожилова характерен народнохозяйственный подход к проблемам - оптимального плана.
В концепции Л.В. Канторовича система цен заменяется системой оценок, которые неизбежно несут в себе элементы субъективности.
Концепция критиковалась также за то, что в ней описывается лишь статическое, а не динамическое оптимальное распределение ресурсов. Логика в этом, имеется, поскольку о. о. оценки отражают распределение ресурсов в соответствии с плановыми заданиями независимо от того, насколько данные конкретные задания являются обоснованными. Фактически о. о. оценки отражают объективные условия производства продукции и общественные потребности в ней лишь настолько, насколько, они заранее были отражены в плановых заданиях.
3. Модель цены на научно-техническую продукцию
Основанием для разработки научно-технической продукции обычно служит договор, заключенный между научной организацией и заказчиком. В этом же договоре фиксируется и цена научно-технической продукции, которую предстоит разработать. Расчет цены оформляется специальным протоколом, прилагаемым к договору.
При обосновании договорной цены стороны исходят из принципа экономической выгодности как для разработчика, так и для заказчика. Это значит, что договорная цена научно-технической продукции (Цд) должна находиться в определенных рамках. Снизу она ограничивается так называемым нижним пределом, определяемым затратным методом:
ЦНП = С + С Ч РС,
где ЦНП - нижний предел цены; С - согласованная с заказчиком расчетная себестоимость научно-технической продукции; РС - расчетная рентабельность (к себестоимости).
Сверху цену ограничивает верхний предел, непосредственно связанный с величиной экономического эффекта:
ЦВП = ЭИНТ Ч (1-КЗ),
где ЦВП - верхний предел цены; КЗ - доля экономического эффекта, которая способна обеспечить заказчику прежний уровень расчетной рентабельности в период использования (или производства) научно-технической продукции.
При этом важно, чтобы ЦВП был больше ЦНП. В противном случае научно-техническую продукцию можно рассматривать как экономически неэффективную. Что же касается самой договорной цены (Цд), то она выступает в этих условиях в качестве компромиссной категории, поскольку ее величина во многом зависит от размера той части экономического эффекта, которая включается в договорную цену, то есть от ΔЭИНТ:
Цд = ЦНП + ΔЭИНТ,
где Цд - договорная цена научно-технической продукции.
Величина ΔЭИНТ определяется сторонами (разработчиком и заказчиком) путем взаимных согласований. Чем выше доля ΔЭИНТ в ЭИНТ, тем выгоднее такие.
Так же на стадии разработки новой техники используется параметрическое ценообразование.