Вопрос 9. Дайте понятие фирменного торгового предприятия. Охарактеризуйте основные задачи и функции фирменных торговых предприятий в нынешних условиях развития республики.
Вопрос 21. Охарактеризуйте особенности приемки товаров по качеству.
Ситуация 23
Список литературы
Вопрос 9. Дайте понятие фирменного торгового предприятия. Охарактеризуйте основные задачи и функции фирменных торговых предприятий в нынешних условиях развития республики.
Переход Республики Беларусь к рыночной экономике создал условия для развития предпринимательской деятельности в сфере потребительского рынка. Одним из наиболее прогрессивных и перспективных направлений развития торговли стало зарождение и развитие сети фирменных магазинов производственных предприятий. Фирменная торговля – это важнейший элемент долгосрочной стратегии продвижения на рынке уникальных свойств и качеств фирменных товаров и услуг. Важнейшая задача фирменной торговли продовольствием – обеспечить потребителя не только продуктами, но и сопутствующими услугами, так как доступные производителям средства рекламы и продвижения позволяют только поверхностно проинформировать потребителей о реальных качественных характеристиках товаров, которые в условиях жесткой конкуренции зачастую не приносят ожидаемого результата. Последнее обстоятельство указывает на необходимость интенсификации фирменных торговых мероприятий. Деятельность фирменной торговли в Беларуси регулируется «Типовым положением о фирменном магазине предприятия (объединения)».
Вопрос 21. Охарактеризуйте особенности приемки товаров по качеству.
Приемка товаров по качеству в Республике Беларусь регулируется «Положением о приемке товаров по количеству и качеству», утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1290 от 03.09. 2008 года. Приемка товаров по качеству проводится покупателем в соответствии с условиями договора, Положением о приемке, иными актами законодательства, в целях подтверждения выполнения продавцом обязательств по поставке товаров в качестве, соответствующим условиям договора.
Приемка товаров проводится покупателем самостоятельно либо с участием представителей:
- продавца;
- торгово-промышленной палаты;
- республиканского органа государственного управления и иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, если продавец и покупатель подчинены (входят в состав) одному республиканскому органу государственного управления и иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь;
- органа по сертификации продукции, испытательного центра или лаборатории, аккредитованных Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь в области, соответствующей для проверки качества (испытаний) принимаемых товаров. При выявлении несоответствии качества, маркировки товара, тары или упаковки установленным требованиям в случае необходимости составления двустороннего акта вызов представителя продавца является обязательным. Вызов представителя продавца осуществляется посредством направления последнему уведомления не позднее 24 часов, а в отношении скоропортящегося товара – безотлагательно после обнаружения несоответствия, если иные сроки не установлены договором. Уведомление направляется по телеграфной, телетайпной, факсимильной либо иному средству срочной связи.
Ситуация 23
Универсам реализует продовольственные товары зарубежных производителей. В отделе имеются фирменные пакеты магазина для упаковки товаров. Пакеты платные. Продавцы всем покупателям упаковывают товары в пакеты, объясняя это тем, что таковы правила продажи. Проанализируйте, правомерны ли действия продавцов? Укажите, какую информацию о товарах должны предоставить работники магазина покупателям. Ответ обоснуйте. В соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета министров Республики Беларусь №703 от 22 июля 2014 года, в стационарных торговых объектах продавец должен создать условия для упаковывания покупателем приобретенных им товаров или обеспечить упаковывание товаров работниками продавца. Продавец обязан передать покупателю товары надлежащего качества в таре и (или) упаковке, за исключением товаров, которые по своему характеру не требуют затаривания в тару и (или) упаковку, в определенном наборе (комплект товаров) и комплектности с относящимися к товарам документами и принадлежностями. Товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы. Вид такой упаковки определяется продавцом. Исключение составляют упаковки тортов, наборов пирожных, продаваемых в розлив напитков, цена которых включается в розничную цену товаров.
1. Виноградова, С.Н., Коммерческая деятельность: учебное пособие/ С.Н. Виноградова - Мн.: Высшая школа, 2006. – 176с.
2. Дашков, Л.П. Коммерция и технология торговли : учебник / Л.П. Дашков –Дашков и К, Москва, 2012. -698 с.
3. Дашков, Л.П., Памбухчиянц, В.К. Коммерция и технология торговли: учебник / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2006.- 349 с.
4. Памбухчиянц, О.В. Организация и технология коммерческой деятельности: учебное пособие для студентов / Памбухчиянц О.В. ССУЗ.-М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2006. – 465 с.
5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Положения о приемке товаров по количеству и качеству» №1290 от 3 сентября 2008г.
6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам защиты прав потребителей» № 366-З от 8 июля 2008 г.
7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания и Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания» № 703 от 22 июня 2014г.