Задание 1. Определите основные факторы инновационной экономики. Каким образом они влияют на создание н развитие малого и среднего предпринимательства?
Инновационное предпринимательство - это процесс новаторских идей, которое включает в себя постоянный поиск, создание или обновление уже имеющихся новаций. Данное определение включает в себя готовность предпринимателя брать на себя полноту ответственности за коммерческую значимость о востребованность нововведения, а также финансовую, экологическую и социальную его эффективность. Инновационное предпринимательство представляет собой процесс непрерывного поиска изменений в потребностях потребителей продукции, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и увеличения доли рынка предприятия-производителя путем создания новых организационных структур, охватывающих функции его инновационной деятельности.
В свою очередь термин «бизнес-среда» в статье можно применить для определения границ и характера сфер взаимодействия инновационного предпринимательства. Движущим побуждающим мотивом инновационной деятельности предприятия являются его экономические интересы; предприятие сужает для себя границы экономического пространства, определяя их как внешнюю среду, как среду ведения бизнеса, т.е. как бизнес-среду. Отсюда бизнес-среда - это набор политических, экономических, социальных и технологических сил, которые находятся главным образом вне зоны контроля и влияния бизнеса, и могут иметь как положительное, так и отрицательное влияние на бизнес. Бизнес средой принято называть все, что так или иначе влияет на процессы развития бизнеса, помогает его продвижению и росту. Взаимодействуя в бизнес-среде предприятие, осуществляющее инновационную деятельность, определяет стратегическое пространство бизнес-
среды, в котором ведет свою инновационную деятельность, реализуя экономические интересы и получая прибыль.
Для поддержания позитивной динамики предприятие стремится расширить свое пространство инновационной активности в бизнес-среде. Иными словами бизнес-среда это упорядоченность определенных факторов, которые в своей совокупности создают благоприятные или невозможные условия для развития инновационного предпринимательства.
Модуль 2
Задание 1. Прокомментируйте следующее высказывание.
Лауреат Нобелевской премии М. Фридман считает, что самыми лучшими способами воздействия государства на экономику являются действия: «Не трогать бизнес!» и «Пусть рынок делает свое дело!». Ответьте на вопросы: в чем состоит экономическая эффективность функционирования рынка; каковы пределы государственного вмешательства в рыночный процесс?
Рынок и государство для регулирования распределения ресурсов далеки от совершенства. Самым эффективным способом регулирования рыночной экономики является конкуренция. На основе конкуренции происходит отбор наиболее грамотных собственников, эффективных способов организации производства, видов технологии. Но рыночная конкуренция нуждается в постоянной поддержке со стороны государства.
Рынок способен эффективно распределять и использовать ресурсы, если: Конкурентная рыночная система будет направлять ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. Потребители будут свободны покупать то, что они предпочитают, а предприятия будут производить и продавать то, что они считают целесообразным по мере совершенствования технологии и снижения издержек производства потребители будут снижать цены на товар.
Вывод: Я думаю, что М. Фридман хотел своим высказыванием подчеркнуть, что государство должно вмешиваться в экономику в крайне ограниченных масштабах.
Модуль 3
Задание 1. Разработайте концепцию внешних связей компании, например одной из компаний участников. Составьте список государственных органов - стейкхолдеров компании.
Компания участника в нашем случае рассмотрим – компания ЗАО «Серволюкс Агро» - производство продуктов из мяса птицы. Внешние стейкхолдеры также могут оказывать значительное влияние на деятельность организации, ее стратегию и результаты функционирования. Их интересы связаны с:
• высоким качеством оказываемых услуг;
• высоким уровнем обслуживания;
• безопасностью предоставляемых услуг;
• соответствием качества предоставляемых услуг уровню ставок, комиссий и иных платежей;
• доступностью товаров и(или) услуг.
Внешние стейкхолдеры — партнеры преследуют следующие интересы:
• высокое качество совместных услуг;
• получение прибыли;
• дополнительная реклама и положительная репутация;
• обеспечение доверия клиентов.
Интересы государственных структур:
• погашение налоговых и других задолженностей перед государством в срок и в требуемом размере;
• прозрачность и законность деятельности банка;
• соответствие услуг и организации деятельности банка в целом установленным нормам;
• предоставление рабочих мест населению.
В качестве интересов стейкхолдеров — местного сообщества можно выделить:
• обеспечение информацией об организации, предоставляемых услугах и другой деятельности;
• привлекательность для внешних инвесторов.
Стейкхолдеры — конкуренты – ОАО «Могилевский мясокомбинат», преследуют следующие интересы:
• привлечение клиентов и успешность своей деятельности;
• развитие данного сектора экономики в регионе в целом;
• совместное проведение акций, благотворительных мероприятий для повышения привлекательности и доверия к сектору малого и среднего бизнеса.
Модуль 4
Задание 1. Какая организационная форма бизнеса была бы на Ваш взгляд, наиболее рациональной для фирм, ставящих перед собой следующие задачи:
а) создание банка для финансирования инвестиций в строительной индустрии;
б) организация посреднической конторы по найму или сдаче жилой площади;
в) формирование промышленного комплекса по добыче и обогащению руд цветных металлов;
г) изготовление и продажа шерстяных изделий ручной вязки.
а) создание банка для финансирования инвестиций в строительной индустрии - частная
б) организация посреднической конторы по найму или сдаче жилой площади – коллективная
в) формирование промышленного комплекса по добыче и обогащению руд цветных металлов - государственная
г) изготовление и продажа шерстяных изделий ручной вязка - частная.
Модуль 5
Задание 1. Дайте экономическую характеристику организациям и хозяйствующим субъектам, которые не могут применять упрощенную систему налогообложения.
Не вправе применять УСН:
1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства; 2) банки; 3) страховщики;
4) негосударственные пенсионные фонды; 5) инвестиционные фонды; 6) профессиональные участники рынка ценных бумаг; 7) ломбарды; 8) лица, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных ПИ; 9) организации и ИП, занимающиеся игорным бизнесом; 10) частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты; 11) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции; 13) организации и ИП, переведенные на ЕСХН с гл 26.1 НК РБ; 14) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 %. (Данное ограничение не распространяется общественные организации инвалидов, на НКО, в том числе организации потребительской кооперации и для предприятий внедряющих результаты интеллектуальной деятельности ) 15) налогоплательщики, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, превышает 100 человек; 16) организации, у которых остаточная стоимость ОС и НМА, определяемая в соответствии с законодательством РБ о бухгалтерском учете; 17)казенные и бюджетные учреждения; 18) иностранные организации.
Модуль 6
Задание 1. Насколько важно планирование в условиях роста неопределенности среды бизнеса? Имеет ли смысл разработка стратегического плана для организаций малого и среднего бизнеса? Ответ обоснуйте мнениями известных предпринимателей.
Деятельность предприятия в рыночных условиях сильно осложнилась. Раньше она согласовывалась с вышестоящими инстанциями и недостатки деятельности покрывались за государственный счет.
Теперь предприятие самостоятельно действует на рынке, само определяет, что производить и где реализовывать. А для того, чтобы производить, необходимо найти на рынке сырье, материалы, оборудование и закупать все это рационально. Трудности подстерегают предприятие на каждом шагу и во всех вопросах хозяйствования. Изменения в законодательстве, решения местных властей часто существенно меняют условия хозяйствования.
Если раньше было принято планировать на пять лет вперед с разбивкой по годам, то в современных условиях трудно планировать даже на год с разбивкой по кварталам. Причина одна - неопределенность обстановки.
Неопределенность - ключевое понятие современного менеджмента. В начале 70-х годов американский профессор Джей Гелбрейт объяснил влияние неопределенности на структуру управления. Еще раньше, в 50-е годы, Нобелевский лауреат Герберт Саймон показал сущность ограниченности менеджмента с точки зрения информационной полноты.
Неопределенность свидетельствует о невозможности планирования со 100% гарантией результатов даже на месяц, неделю. Часто действия потребителей и поставщиков меняются быстро и в сильной мере. Поэтому составленный ранее план теряет свою эффективность. Следование ему означает увеличение убытков. Значит, нужно его отбросить, быстро составить новый план с учетом изменившейся обстановки. Но и новый план может вскоре стать негодным. Будем разрабатывать еще один план? Планирование необходимо, ни одно предприятие Запада не пренебрегает им. Составляют план, как правило, на статистической основе с учетом тенденций изменения обстановки и при необходимости корректируют его в середине года. Однако роль плана в западных фирмах другая, нежели была на наших государственных предприятиях в прежние времена.
Модуль 7
Задание 1. Приведите примеры организаций, работающих на рынках с различными видами конкуренции. Подтвердите ваши выводы теоретическими положениями.
Совершенная конкуренция. Под ней понимают такое состояние рынка, при котором никто не может повлиять на цену товара. Подразумевается, что стоимость товара определяется только лишь себестоимостью её производства. При данном виде конкуренции ни государство, ни другие продавцы не влияют на ценообразование. В современном состоянии рыночных отношений не встречается совершенная конкуренция. Примеры её можно найти только в книжках. На том рынке, где существует такая конкуренция, должно присутствовать большое количество продавцов, изготавливающих схожий по характеристикам товар. Возможно, если бы такой рынок существовал, это и выглядело бы как современная конкуренция фирм. Примеры были бы немного другими, но суть понятия оставалось бы такой же. Только в указанном варианте может здраво устанавливаться цена на товар. Кроме этого, продавцы будут стремиться увеличить свою долю на рынке за счёт улучшения характеристик товара, обслуживания, маркетинговых решений.
Несовершенная конкуренция. В несовершенной конкуренции всё намного сложнее, чем в предыдущем виде. Есть много различных показателей, которые характеризуют такое положение конкуренции на рынке - от регулирования цен государством до различных сговоров крупных игроков рынка. Недобросовестная конкуренция, примеры которой будут указаны ниже, приводит к производственному застою и не стимулирует предприятие развиваться. Её разделяют на несколько подвидов: монополия, монополистическая конкуренция, олигополия. Разберём их по порядку.
Монополия Этот подвид считается полной противоположностью такому понятию, как совершенная конкуренция. Примеры можно встретить в нефтегазовом секторе экономики. Монополия предполагает наличие на рынке одного продавца услуг. Это может быть на региональном, национальном, международном уровне. Подобный вид называют так: «недобросовестная конкуренция». Примеры могут быть следующими: поставка, транспортировка природного газа, добыча нефти и другие.
Модуль 8
Задание 1. Приведите примеры использования различных источников финансирования организациями малого и среднего бизнеса, сформулируйте различия между заемными и привлеченными средствами.
Самым распространенным из внешних источников финансирования являются кредиты, выдаваемые малому бизнесу.
Кредитованием малого бизнеса, как правило, занимаются кредитные организации - банки, а также специализированные финансовые организации. Понятно, что кредит под малый бизнес является доминирующим среди всех источников финансирования, так как основными держателями денежных средств являются банки. У предприятий же, или как говорят, у предприятий реального сектора экономики, деньги являются исключительно средством предпринимательского процесса и постоянно находятся в движении. Банки же наоборот консолидируют денежные средства, поэтому банк - это один из основных финансовых институтов, где можно взять деньги на организацию и развитие своего бизнеса много и надолго. предпринимательство финансовый бизнес кредит
Хотя кредитование малого бизнеса и является доминирующим среди всех источников внешнего финансирования, реально же получить кредит под малый бизнес очень непросто. Несмотря на то, что в последнее время появились предложения для малого бизнеса - кредит за один день, реальное состояние дел с кредитованием малого бизнеса оставляет желать лучшего.
Основная причина этого в том, что банки рассматривают малый бизнес как самый рискованный и незащищенный. Более того, малый бизнес, как правило, не спешит показывать свою капитализацию, поэтому и банки понимая это, считают, что малый бизнес недолговечен, и соответственно не надежен в качестве клиента для кредитования. Из-за этого банки предъявляют особые требования для получения кредита под малый бизнес
Заемные источники финансирования представляют собой привлекаемые на возвратной основе для финансирования развития предприятия денежные средства и иное имущество. Основные виды заемного капитала: кредиты, эмиссия облигаций, факторинговые операции, лизинг, форфейтинг и т.д.
Модуль 9
Задание 1. Приведите примеры использования различных методов ценообразования в организациях малого и среднего бизнеса, оцените целесообразность применения того или иного метода ценообразования для конкретного случая.
Приступая к ценообразованию, предприниматель должен прежде всего определить, каких целей он хочет достичь посредством продажи данного продукта. Часто оказывается, что этих целей несколько, причем их выполнение возможно в краткосрочной, среднесрочной или долгосрочной перспективе. Тот или иной уровень цены по-разному воздействует на различные целевые параметры, например на прибыль, оборот или долю участия в рынке. Наиболее существенными целями предпринимательской деятельности, достижению которых призвано служить ценообразование, являются:
– дальнейшее существование фирмы. Трудности могут возникнуть вследствие избыточных мощностей, интенсивной конкуренции или изменившихся желаний потребителей. Тогда, чтобы продолжить производство и ликвидировать запасы, часто снижают цены. При этом прибыль теряет свою важность. До тех пор, пока цена покрывает хотя бы переменные издержки и часть постоянных, производство может продолжаться. Однако простое продолжение существования фирмы может рассматриваться только как краткосрочная цель;
– краткосрочная максимизация прибыли. Многие предприниматели хотели бы потребовать за свой продукт такую цену, которая обеспечивает максимум прибыли. Для этого определяются предварительный спрос и предварительные издержки по каждой ценовой альтернативе. Затем из этих альтернатив выбирается та, которая принесет в краткосрочной перспективе максимальную прибыль. Однако реализация этой цели тоже связана с некоторыми проблемами. Так, она предполагает, что функции спроса и издержек известны заранее, хотя в действительности их определить очень трудно. При этом упор делается на краткосрочные ожидания прибыли и не учитываются долгосрочные перспективы, определяемые использованием всех других элементов маркетинговой стратегии, а также противодействующей политикой конкурентов и регулирующей деятельностью государства – магазин продажи мобильных телефонов.
Модуль 10
Задание 1. Из рассмотренной в данном модуле классификации инноваций выберите четыре любые и приведите примеры соответствующих инноваций, осуществленных в организациях малого и среднего бизнеса.
Различают следующие виды эффекта от инноваций:
1. экономический - показатели учитывают в стоимостном выражении все виды результатов и затрат, обусловленных реализацией инноваций. Наиболее яркий пример успешной инновационной политики, особенно в целях развития малого и среднего бизнеса, демонстрирует Китай. Высокая степень правового обеспечения в сфере передачи технологий; налоговая система, освобождающая МП, занимающиеся освоением новых технологий, от налога на прибыль; система их льготного кредитования и финансовой поддержки обеспечили эффективное использование научно-технического потенциала и высокую прибыль от инновационной деятельности.
2. научно-технический - новизна, простота, полезность, эстетичность, компактность. В условиях перехода к рынку Республика Беларусь столкнулась с проблемой морального износа действующего парка оборудования, а также с распадом СССР возникла необходимость внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий. Создание специализированных технопарков и технополисов играет важную роль в разработке инноваций в целом для всей страны и в частности для каждого отдельно взятого предприятия. Технопарк – форма интеграции науки с промышленностью – относятся к разряду территориальных научно-промышленных комплексов.