Введение
1. Раскройте сущность общелогических методов познания. Покажите их практическое применение в жизни человека
2. Дайте характеристику социальных институтов как элементу социальной структуры. Раскройте сущность процесса институционализации
3. Дать характеристику избирательной системе
Заключение
Изучение курса основ социально-гуманитарных наук является непременным условием формирования высококвалифицированных специалистов для всех отраслей хозяйства. Социально-гуманитарные знания воспитывают у студентов творческое отношение к делу, повышает культуру мышления, умение выделять главное, расширяют общий кругозор, способствует глубокому овладению основами общетеоретических и специальных наук, являются важным источником социально-политической активности личности.
Цель работы – самостоятельное изучение учебной литературы с целью усвоения знаний в рамках дисциплины.
Задачи работы:
- раскрыть сущность общелогических методов познания и показать их практическое применение в жизни человека;
- дать характеристику социальных институтов как элементу социальной структуры и раскрыть сущность процесса институционализации;
- дать характеристику избирательной системе.
В процессе написания работы, рассмотрена такая категория философии, как «познание», а именно общелогические методы познания, благодаря которым познание постепенно, шаг за шагом, раскрывает внутренние существенные признаки предмета, связи его элементов и их взаимодействие друг с другом. Следующие категории, на которые мы обратили внимание, принадлежат области социологии – это «социальный институт» и «институционализация». Последней, рассмотренной нами категорией, является «избирательная система», относящаяся к области политологии.
1. Раскройте сущность общелогических методов познания. Покажите их практическое применение в жизни человека
Методы научного познания – это те приемы и операции, которые используются в науке, а именно: наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, различного рода сравнения, классификации, рассуждения по аналогии, выдвижение гипотез, использование теорий, анализ (разложение на части) и синтез (воспроизведение целого), индукция (восхождение в мысли от частного к общему) и дедукция (движение мысли от общего к частному) [2, с. 177].
Помимо философских и научных методов научное познание предполагает использование общелогических методов, которые присущи всему познанию в целом. Они «работают» как на обыденном, так и на теоретическом уровнях познания, как в науке, так и теологии. Это такие методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, аналогия и другие. Природа их универсальности объясняется тем, что эти приемы исследования реальности являются наиболее простыми и элементарными операциями нашего мышления. Они опираются на «логику» практических повседневных действий каждого человека и формируются практически напрямую, то есть без посредников, в виде сложных теоретических обоснований. Ведь даже если мы не знаем законов формальной логики, наше мышление все равно будет по большей части логичным. Но черпает эту логичность мышления обычный человек не из науки, а из своих материально-предметных действий, «логику» которых (то есть законы природы) нельзя нарушить даже при очень большом желании [1, с. 559].
С помощью общелогических методов познание постепенно, шаг за шагом, раскрывает внутренние существенные признаки предмета, связи его элементов и их взаимодействие друг с другом. Для того чтобы осуществить эти шаги, необходимо целостный предмет расчленить (мысленно или практически) на составляющие части, а затем изучить их, выделяя свойства и признаки, прослеживая связи и отношения, а также выявляя их роль в системе целого. После того как эта познавательная задача решена, части вновь можно объединить в единый предмет и составить себе конкретно общее представление, т. е. такое представление, которое опирается на глубокое знание внутренней природы предмета. Эта цель достигается с помощью таких операций, как анализ и синтез. [7, с. 620]
2. Дайте характеристику социальных институтов как элементу социальной структуры. Раскройте сущность процесса институционализации
В социологи институты рассматривают как устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности [4, с. 78].
Г. Спенсер предложил первым науке такой термин, как «социальный институт». Также он подробно изучил данный феномен и предложил шесть типов социальных институтов. Согласно его учению, любые социальные институты обеспечивают возможность членам общества, социальных групп удовлетворять свои потребности. Так Г. Спенсер предложил и проанализировал функционирование следующих социальных институтов: домашние учреждения, обрядовые учреждения, политические учреждения, церковные учреждения, профессиональные учреждения и промышленные учреждения [3, c. 202-203].
Каждый институт выстраивается вокруг стандартного решения определенного набора проблем. Институт семьи главное внимание уделяет воспроизведению, социализации и материальному обеспечению детей; экономические институты – производству и реализации товаров и услуг; политические институты – защите граждан друг от друга и от внешних врагов; религиозные институты – усилению социальной солидарности и согласия; институты образования – передаче культурного наследия из поколения в поколение. Разумеется, эта классификация слишком упрощена. Один институт может быть многофункциональным, в то время как несколько институтов могут участвовать в выполнении одной и той же функции [4, с. 78-79].
3. Дать характеристику избирательной системе
Понятие «избирательная система» является объектом пристального внимания политологии и трактуется с позиции двух точек зрения (в широком смысле, в узком смысле). В избирательном праве каждой страны закрепляется определенная система представительства.
Так, в широком смысле, избирательная система - это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Сфера этих отношений весьма широка. В нее входят вопросы и определения круга избирателей и избираемых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных округов, избирательных органов и др.), и отношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его завершения.
Избирательная система в так называемом узком смысле характеризуется как способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата, какие политические партии допущены к распределению мандатов и каким образом устанавливается их количество [6, c. 179].
Иными словами, избирательная система - это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты.
Избирательная система в каждой стране создается в зависимости от множества факторов, например, состояния политического процесса, политических традиций и культуры, специфики политической идентификации граждан. Поэтому политики, как правило, осторожно подходят к изменениям избирательного законодательства. Нарушение баланса сил в стабильном обществе всегда ведет к непредсказуемым последствиям, может дестабилизировать политическую жизнь [5, c. 280-281].
Заключение
В ходе изучения дисциплины «Основы социально-гуманитарных наук» нам удалось получить определенные знания из таких областей, как философия, социология и политология.
Так, понятие «познание» является областью философии. Более конкретной задачей стояла рассмотреть сущность общелогических методов познания. С помощью общелогических методов познание постепенно, шаг за шагом, раскрывает внутренние существенные признаки предмета, связи его элементов и их взаимодействие друг с другом. К общелогичеким методам познания относят: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, абстрагирование, обобщение, моделирование. Так в практической жизни любой человек с помощью вышеперечисленных общелогических методов познания имеет возможность познать окружающие его предметы и явления, их элементы и связи, а также разглядеть взаимосвязь между ними.
Затем, нами были изучены категории социологии такие, как «социальный институт» и «институционализация». Под институтом понимается устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности. Социальные институты способствуют удовлетворению потребностей, возникающих у членов общества. В зависимости от выполняемых функций социальные институты делятся на реляционные, регулятивные, культурные и интегративные. Под институционализацией понимается процесс, когда некая общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы. К наиболее важным компонентам институционализации относят: процесс формирования ценностных ориентаций личности, а также организационное формирование социального института.
1. Введение в философию : учеб. пособие для вузов / Под ред. И. Т. Фролова. 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Республика, 2003. - 623 с.
2. Канке, В. А. Основы философии : учеб. для студ. средних спец. учеб. заведений / В. А. Канке. - М. : Логос, 2008. - 288 с.
3. Социология : учеб. для вузов / В. Н. Лавриненко, Н. А. Нартов, O. A. Шабанова, Г. С. Лукашова; Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 407 с.
4. Социология : учеб. / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, В. Н. Нечипуренко, А. В. Попов; Под ред. проф. Ю. Г. Волкова. – изд. 2-е, испр. и доп. – М. : Гардарики, 2003. – 512 с.
5. Политология: учебник / С. В. Решетников [и др. ]; под ред. С. В. Решетникова. - 6-е изд., перераб. и доп. - Минск : ТетраСистемс, 2010. - 528 с.
6. Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. - СПб. : Питер, 2005. - 560 е.
7. Философия : учеб. для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. - М. : Норма, 2005. - 673 с.