В условиях конкурентной борьбы между предприятиями за лидерство на рынке, все большее число этих предприятий понимают важность грамотного управления фирмой, персоналом, что непосредственно сказывается на экономическом показателе работы фирмы.
Любое предприятие, основанное на труде большого числа людей, нуждается в совершенствовании системы управления персоналом. С каждым годом появляется много различных технологий управления человеческими ресурсами, но неизменным остается тот факт, что каждый работник - это, прежде всего, человек со своими личными социальными, психологическими и физиологическими особенностями.
Именно эти индивидуальные особенности человека, а точнее грамотный подход к управлению ими, показывают, как влияют социально-психологические методы управления на эффективность работы всех подразделений предприятия.
В системе управления персоналом существуют различные методы управления такие, как административные, экономические, социально-психологические, которые тесно переплетаются между собой и направлены на достижение целей организации.
Нельзя не сказать об актуальности и важности проблемы управления персоналом, как для организации, так и отдельного работника. В любом деле персонал является важной составляющей прибыльности организации. Правильное и целесообразное управление персоналом гарантирует успех работы предприятия. А успех предприятий обеспечивает благоприятную социально-экономическую обстановку в стране. В условиях рыночной экономики необходимо постоянно совершенствовать систему организации труда и управления персоналом, чтобы достигнуть социально-экономической стабильности в стране. Поэтому актуальность совершенствования методов управления персоналом в организации все более возрастает.
1 Содержание социально-психологических методов управления персоналом
1.1 Методы управления персоналом
Эффективная реализация трудового потенциала сотрудников также во многом зависит от тех способов и методов воздействия на работников, которые применяет руководитель.
В зависимости от характера воздействия они делятся на следующие методы:
методы информирования, связанные с передачей сведений сотруднику, позволяющих ему самостоятельно строить своё организационное поведение;
методы стимулирования, связанные с удовлетворением различных потребностей работников;
методы убеждения, направленные на воздействие на внутренний мир и систему ценностей сотрудников;
методы административного принуждения, основанные на применении санкций [1].
Существует также деление методов управления персоналом на три основных группы:
1. Административные;
2. Экономические;
3. Социально-психологические.
Административные методы связаны с формированием структуры управления, утверждением административных нормативов, расстановкой и подбором кадров, разработкой положений, инструкций и стандартов деятельности компании. Данные методы отличаются прямым характером воздействия, являются обязательными для выполнения, не допускают свободы для выбора работникам и предусматривают санкции в случае невыполнения распоряжений.
Административные методы реализуются путем прямого воздействия руководителей на подчиненных:
через административные приказы;
на основе заключенных договоров;
через распоряжения и требования;
уставы и регламенты;
Экономические методы управления связаны с планированием, материальным стимулированием, технико-экономическим анализом и экономическими нормативами.
2 Социально-психологические методы управления персоналом на ООО «Джетроком»
2.1 Основные социально-психологические методы, используемые на ООО «ДЖЕТРОКОМ»
На ОOО «ДЖЕТРОКОМ» разработана своя система социально-психологических методов.
В организации в специальных пособиях для руководителей прописаны рекомендации по общению и воздействию на каждого работника, несмотря к какой психологической или социальной группе он относится.
Социально-психологический слой коллектива ООО «ДЖЕТРОКОМ» - это условная группа людей, которая выделяется на основе общности каких-то психологических качеств, настроений, утвердившихся позиций.
«Коллективисты» - работники, которые тяготеют к коллективным действиям, всегда поддерживают общественные начинания, быстро включаются в проводимые в коллективе мероприятия.
«Индивидуалисты» - работники, которые отличаются от коллективистов тем, что больше тяготеют к действиям, направленным главным образом на удовлетворение своих личных интересов, не поддерживают коллективные мероприятия.
«Претензионисты». Эти работники предрасположены, как правило, к активному участию в общих мероприятиях коллектива, самостоятельны и настойчивы в достижении целей, но обладают повышенным тщеславием, обидчивы, хотят постоянно находиться в центре внимания.
«Подражатели». Характерной чертой этой категории работников слабая самостоятельность мышления. Главный принцип их взаимоотношений с людьми - поменьше каких-либо осложнений. Они приспосабливаются к имеющимся условиям, распространенному в коллективе мнению. Делать надо так, рассуждают эти работники, как делают все. Методы работы с этими людьми - проведение с ними индивидуальных бесед. Надо суметь пробудить в них чувство собственного достоинства, убедить в необходимости активно проявлять свою индивидуальность и участвовать в жизни коллектива.
«Пассивные». Этой категории людей свойствен низкий уровень волевой собранности. У них часто бывают хорошие порывы, им хочется быть в ряду активных членов коллектива, но не срабатывает волевой механизм. Методы работы с этими людьми - применение специальных мер воздействия, заключающихся в воспитании волевой собранности, умения целенаправленно действовать: во-первых, подбор, с учетом интересов и характерных особенностей работника, видов производственных заданий и поручений, требующих от него проявления самостоятельности, собранности, последовательности действия; во-вторых, широко использовать шефство активных, целеустремленных работников над «пассивными».
3 Пути совершенствования социально-психологических методов управления персоналом на ООО «Джетроком»
Существующее множество различных методов управления персоналом вызывает необходимость создания единых технологий и принципов их внедрения на предприятии любого вида деятельности. Данная возможность позволяет, на основании уже имеющего опыта применения и совершенствования, разрабатывать методы управления, наиболее эффективные для каждого конкретного предприятия.
Разрабатывая общие рекомендации по применению социально-психологических методов управления, следует учитывать специфику данных методов и их ориентированность на создание эффективной трудовой деятельности как важного механизма производительности труда в современных условиях развития рыночных отношений.
К основным направлениям формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата можно отнести:
1. Работа над снижением уровня конфликтности.
2. Повышение удовлетворенности трудом каждого отдельного работника внутри организации.
3. Развитие атмосферы доверия и взаимопонимания в коллективе.
4. Стимулирование трудовой деятельности посредством ориентации на достижение целей организации, организация выполнения общих коллективных задач.
5. Формирование у работников чувства уверенности, взаимопонимания и причастности к деятельности организации.
6. Формирование принципа равенства, справедливой оценки трудовой деятельности, политика в области обмена знаниями и опыта.
7. Преобладание демократического стиля управления с предоставлением возможности трудовому коллективу принимать участие решений и выполнении задач, разрабатывать механизм эффективной деятельности организации.
Заключение
Таким образом, социально-психологические методы управления – это своего рода искусство управления людьми, при правильном использовании которого данные методы будут являться неотъемлемым компонентом создания благоприятного климата трудового коллектива, залогом увеличения роста производительности труда, качества изготавливаемой продукции.
В ООО «ДЖЕТРОКОМ» весь персонал представляет собой следующие слои: коллективисты, индивидуалисты, претензионисты, подражатели, пассивные, изолированные. Социально-психологические слои коллектива еще не дают всестороннего раскрытия морально-психологических качеств людей, но в то же время, оперируя ими, руководителю легче ориентироваться в формах и методах работы.
Руководителю при общении с сотрудниками полезно знать, к какому психологическому типу характера принадлежит собеседник. Отнесение собеседника к определенному типу позволяет выбрать наиболее целесообразную тактику общения с каждым из них и соответствующим образом реагировать на его поведение, чтобы изменить направление беседы в нужном направлении и добиться от нее больших результатов. В ООО «ДЖЕТРОКОМ» персонал в разрезе типа характера подразделяют на холериков, сангвиников, флегматиков, меланхоликов.
В качестве отрицательных характеристик социально-психологических методов управления персоналом на ООО «ДЖЕТРОКОМ» можно считать: отсутствие таких социальных методов как установление места сотрудников в коллективе, выявление лидеров и обеспечение их поддержки, связь мотивации с конечными результатами деятельности предприятия, обеспечение эффективных коммуникаций, установление стандартов образцового поведения. Не используются многие психологические методы, такие как привлечение работников к процессу управления, поощрение творчества, инициативы, самостоятельности. Отсутствует совокупность принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала.