1 Обстоятельства, исключающие и отягчающие уголовную ответственность за преступления
2 Система государственной власти Республики Беларусь
3 Порядок прекращения брака
Список использованных источников
1 ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ И ОТЯГЧАЮЩИЕ УГОЛОВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Обстоятельствами, исключающими преступность деяния, являются необходимая оборона, задержание преступника, крайняя необходимость, пребывание среди соучастников преступления по специальному заданию, обоснованный риск, исполнение приказа. Эти обстоятельства перечислены в Уголовном кодексе. Кроме них судебной практике известны такие обстоятельства, как непреодолимая сила, физическое и психическое принуждение, выполнение профессиональных обязанностей, осуществление субъективных прав, согласие потерпевшего. По своей юридической природе они близки к крайней необходимости, являясь ее разновидностью.
Уголовное право оценивает такие вынужденные действия как правомерные, более того, общественно полезные и поощряемые. Они не несут такого признака преступления, как общественная опасность, наоборот, они направлены на ликвидацию наличной или ожидаемой опасности, на защиту интересов индивидуума и общества в целом. Поэтому они не просто освобождают от уголовной ответственности, а по определению не являются противоправными, преступными и общественно опасными.
Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, является исчерпывающим (статья 64 Уголовного Кодекса Республики Беларусь). Отягчающее обстоятельство, если оно предусмотрено в качестве квалифицирующего признака преступления, не может учитываться при определении меры ответственности виновного.
Совершение виновным преступлений: 1) при условии непогашенной (не снятой) судимости и не истекшего срока давности открывает список отягчающих обстоятельств. Далее следуют обстоятельства, которые характеризуют объект преступного посягательства: 2) совершение преступления в отношении заведомо малолетнего, престарелого или лица, находящегося в беспомощном состоянии; 3) в отношении заведомо для виновного беременной женщины.
2 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную (статья 6 Конституции). Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
Особое место в системе государственной власти занимает Президент Республики Беларусь, который является Главой государства. Он обеспечивает, в частности, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти (статья 79 Конституции).
Органом законодательной власти является Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь. Наряду с Парламентом законодательную деятельность осуществляет и Президент Республики Беларусь, который согласно Конституции имеет право издавать особый вид нормативных актов – декреты, занимающие тот же уровень, что и законы (статья 101 Конституции).
Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – является центральным органом государственного управления.
Органы исполнительной власти по масштабу деятельности можно классифицировать на республиканские и местные.
К республиканским органам исполнительной власти можно отнести министерства, государственные комитеты Республики Беларусь. К местным органам исполнительной власти относят исполнительные комитеты, местные администрации.
3 ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ БРАКА
Кодекс о браке и семье Республики Беларусь предусматривает возможность расторжения брака органами ЗАГС и судом. Решение вопроса о том, в какой орган можно обратиться с заявлением о расторжении брака, зависит от следующих обстоятельств:
1) наличие у супругов совместных несовершеннолетних детей;
2) наличие спора об имуществе;
3) взаимное согласие супругов на расторжение брака.
Так, в соответствии со статьей 35-1 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь расторжение брака органом, регистрирующим акты гражданского состояния, производится по взаимному согласию супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей и спора об имуществе. При обращении в орган, регистрирующий акты гражданского состояния, супруги должны подтвердить, что у них не имеется общих несовершеннолетних детей и спора об имуществе. Расторжение брака производится органом, регистрирующим акты гражданского состояния, по истечении одного месяца со дня подачи совместного заявления о расторжении брака.
Таким образом, если один из супругов не согласен на расторжение брака, или в семье есть общие несовершеннолетние дети, или спор об имуществе, расторжение брака возможно только в судебном порядке.
В соответствии со статьей 36 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь расторжение брака производится судом в порядке искового производства.
При приеме искового заявления о расторжении брака суд предоставляет супругам трехмесячный срок для принятия мер к примирению, а также для достижения соглашения об общих несовершеннолетних детях и разделе имущества.