Задание №1. 20 Изложите классификацию погрешности измерений и источники их возникновения
Задание №2. 22 Изложите методы и способы уменьшения и исключения погрешностей. Профилактика погрешностей
Задание №3. 34 Назовите систему управления качеством. Изложите их цели, задачи и основные принципы
Задание №4. Расшифровать обозначение нормативного документа ГОСТ 3.1.403-85
Задание №5. Расшифровать обозначение нормативного документа СТБ П 2331-2013
Список использованных источников
ЗАДАНИЕ №1. 20 Изложите классификацию погрешности измерений и источники их возникновения.
Погрешность результата измерения имеет много составляющих, каждая из которых обусловлена различными факторами и источниками. Типичный подход к анализу и оцениванию погрешностей состоит в выделении этих составляющих, их изучении по отдельности и суммировании по принятым правилам. Определив количественные параметры всех составляющих погрешности и зная способы их суммирования, можно правильно оценить погрешность результата измерений и при возможности скорректировать его с помощью введения поправок.
Ниже приводятся некоторые источники появления погрешностей измерений:
‒ неполное соответствие объекта измерений принятой его модели;
‒ неполное знание измеряемой величины;
‒ неполное знание влияния условий окружающей среды на измерение;
‒ несовершенное измерение параметров окружающей среды;
‒ конечная разрешающая способность прибора или порог его чувствительности;
‒ неточность передачи значения единицы величины от эталонов к рабочим средствам измерений;
‒ неточные знания констант и других параметров, используемых в алгоритме обработки результатов измерения;
‒ аппроксимации и предположения, реализуемые в методе измерений;
‒ субъективная погрешность оператора при проведении измерений;
‒ изменения в повторных наблюдениях измеряемой величины при очевидно одинаковых условиях и другие.
Группируя перечисленные выше и другие причины появления погрешностей измерений, их можно разделить на погрешности метода измерений, средств измерений (инструмента) и оператора, проводящего измерения. Несовершенство каждого этого компонента измерения вносит вклад в погрешность измерения. Поэтому в общем виде погрешность можно выразить следующей формулой:
где - М – методическая погрешность (погрешность метода);
- И – инструментальная погрешность (погрешность средств измерений);
- Л – личная (субъективная) погрешность.
ЗАДАНИЕ №2. 22 Изложите методы и способы уменьшения и исключения погрешностей. Профилактика погрешностей.
Выявление и оценка погрешности измерения физической величины и ее составляющих являются традиционными задачами метрологии. Все методы выявления и оценки погрешностей можно разделить на аналитические (теоретические), экспериментальные и смешанные. Кроме того, в ряде случаев используют оценки погрешностей, взятые из информационных источников. Очевидно, что данные о погрешностях, включенные в эти источники, получены с помощью теоретических расчетов или экспериментов.
Базой аналитических методов выявления и оценки погрешностей является функциональный анализ методики выполнения измерений. Для расчетов погрешностей строят специальные аналитические модели. Моделирование обычно применяют для расчета составляющих инструментальных и методических погрешностей, а также погрешностей из-за несоответствия условий измерений нормальным. Возможно также моделирование некоторых субъективных составляющих погрешности.
Уровень полноты информации о составляющих погрешностей может колебаться от оценки по шкале наименований до оценки по шкале отношений. Примерами качественных оценок погрешностей по шкале наименований могут быть утверждение о наличии погрешности, возникающей из-за определенных причин, заключение о характере погрешности (скажем, систематическая постоянная погрешность длины объекта при отличии его температуры от нормальной или прогрессирующая температурная погрешность при монотонном изменении температуры). Использование шкалы порядка может выражаться, например, в оценках значимости составляющих погрешности. Наивысшим уровнем оценок погрешностей будет получение их числовых значений. Возможные уровни полноты оценки погрешностей определяются в ходе исследований на следующих этапах:
‒ обоснование наличия погрешности от некоторого источника;
‒ оценка характера погрешности;
‒ получение оценок порядка и/или числовых значений погрешностей.
В метрологии часто применяют методы оценки комплексной погрешности измерения физической величины. Общие методы, пригодные для выявления и оценки погрешностей измерения независимо от их характера и источников возникновения, базируются на решении уравнения.
ЗАДАНИЕ №3. 34 Назовите систему управления качеством. Изложите их цели, задачи и основные принципы.
Система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции.
Разработка системы качества в основном заключается в том, чтобы сначала, с учетом рекомендаций стандартов ИСО 9000, определить состав необходимых функций системы качества, а затем структуры, которые выполняют или будут выполнять эти функции. После этого разрабатываются новые, перерабатываются или используются имеющиеся нормативные документы для выполнения всех функций.
Система управления качеством включает:
1. Задачи руководства (политика в области качества, организация).
2. Система документации и планирования.
3. Документация требований и их выполнимость.
4. Качество во время разработки (планирование, компетентность, документация, проверка, результат, изменения).
5. Качество во время закупок (документация, контроль).
6. Обозначение изделий и возможность их контроля.
7. Качество во время производства (планирование, инструкции, квалификация, контроль).
8. Проверка качества (входные проверки, межоперационный контроль, окончательный контроль, документация испытаний).
9. Контроль за испытательными средствами.
10. Корректирующие мероприятия.
11. Качество при хранении, перемещении, упаковке, отправке.
12. Документирование качества.
13. Внутрифирменный контроль за системой поддержания качества.
14. Обучение.
15. Применение статистических методов.
16. Анализ качества и систем принимаемых мер.
Контролируемые показатели качества устанавливаются в зависимости от специфики продукции.
ЗАДАНИЕ №4. Расшифровать обозначение нормативного документа ГОСТ 3.1.403-85:
ГОСТ – межгосударственный стандарт;
3. – система стандартов (ЕСТД);
1. – подкласс (стандарты ЕСТД для изделий машино- и приборостроения);
4. – номер группы (Основное производство. Формы технологических документов и правила их оформления на процессы, специализированные по методам изготовления или ремонта изделий).
ЗАДАНИЕ №5. Расшифровать обозначение нормативного документа СТБ П 2331-2013:
СТБ – государственные стандарты Республика Беларусь;
П – предварительный стандарт, утвержденный Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь, а в области архитектуры и строительства – Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь на ограниченный период времени.
1 «Стандартизация и сертификация радиоэлектронной и вычислительной техники» С. В. Синявская Мн.:РИПО, 2015
2 «Основы стандартизации и сертификации товарной продукции» под ред В. Е. Сыцко Мн.:В Ш 2008
3 «Управление качеством» Под ред В. Е. СыцкоМн.:В Ш 2008
4 «Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения» В. Л. Соломахо Мн.:изд. «Дизайн ПРО», 2000
5 «Метрология» А. Г. Сергеев Мн.: Логос, 2001
6 «Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения»
7 А. Д. Никифоров Мн.: В Ш,2000
8 «Основы стандартизации, сертификации, метрологии»
9 А. Г. Крылова Мн.: Юнити, 2000
10 «Методы и средства измерений» Г. Г. Ранчев, А. П. Тарасенко Мн., 2003
11 «Метрология, стандартизация и сертификация» А. Д. Никифоров, Т. А. Бакиев Мн., 2002