1. Немецкий классический идеализм: главные вопросы, представители. Опишите философские взгляды одного представителя
2. Перечислите признаки общества, используя учебник E. M. Бабосова «Общая социология», докажите, что население РБ является обществом
Список использованных источников
1. Немецкий классический идеализм: главные вопросы, представители. Опишите философские взгляды одного представителя
Немецким идеализмом называется эпоха немецкой философии, которая продолжалась начиная от философии И. Канта до Г. В. Ф. Гегеля и поздних произведений Шеллинга. В качестве временных рамок чаще всего выбирают появление работы И. Канта «Критика чистого разума» (1781) как начало и смерть Георга Вильгельма Фридриха Гегеля в 1831 г. как завершение данного этапа. Немецкий идеализм часто считается расцветом немецкой философии и сравнивается с классической греческой философией в отношении ее философско-исторического значения. В качестве альтернативы названию «немецкий идеализм» эта эпоха часто упоминается как «классическая немецкая философия».
На рубеже XVIII и XIX вв. немецкий идеализм был преобладающим философским течением в Германии, которое ставило перед собой задачу, охватывающую различные философские отрасли (эпистемологию, логику, естественную философию, этику, политологию и метафизику), всестороннего распознавания и представления всего мира «научным» образом.
В связи с проблемами, поднятыми Кантом в «Критике чистого разума», возникло множество различных схем системы, причем произведения Иоганна Готлиба Фихте, Гегеля и Фридриха Вильгельма Иосифа Шеллинга занимают здесь центральное место. Немецкий идеализм во многом взаимодействовал с поэзией Веймарской классики и романтизма.
Примечательно, что термин «немецкий идеализм» не использовался его представителями. Он был введен только в 1840-х гг. его материалистическими противниками; а в нейтральном значении понятие появлялось только с 1860-х гг.
Само понятие до сих пор не является однозначным и бесспорным, поскольку оно ставит на первый план представление о единстве или последовательностях внутри философского движения, но при этом, ставит конфликты между их представителями на второй план. Кроме того, выбор слова «немецкий идеализм» несколько вводит в заблуждение, так как он не был чисто немецким явлением, а взаимодействовал с философиями других национальных культур по-разному.
2. Перечислите признаки общества, используя учебник E. M. Бабосова «Общая социология», докажите, что население РБ является обществом
Первый признак общества, которые выделяется Е. Бабосовым – «социальность, которая выражает общественную сущность жизни людей, социальную специфику их отношений и взаимодействий» [1, с. 160]. Именно в социальности состоит основная специфическая черта, которая отличает человеческое сообщество от любых других групповых форм взаимодействия, встречающихся в животном мире.
Второй отличительный признак общества – способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействий между людьми, которые действуют относительно друг друга.
Третий признак общества – территория, на которой разворачиваются те или иные социальные взаимодействия. Е. М. Бабосов пишет: «Территория – это не просто плацдарм, безучастный к тому, какие сценарии разыгрываются на нем, а очень существенный фактор, от которого зависят многие особенности общества» [1, с. 160-161].
Четвертый признак – существование, функционирование и развитие общества в социальном пространстве и социальном времени.
Пятый признак общества – высокий уровень самоутверждения и саморегуляции. Шестой существенный признак общества – наличие в нем специальных органов для осуществления его саморегуляции – социальных институтов.
Седьмой признак общества состоит в том, что любые изменения и события, происходящие в нем, в отличие от природных процессов, не осуществляются без сознания, воли и деятельности людей. Все, что в нем происходит, осуществляется только людьми, их организованными группами и социальными институтами. А это означает, что всегда существуют субъекты общественного развития. В качестве таковых могут выступать отдельные индивиды, их различные группы (например, партии) и общности (например, религиозная или территориальная общность), социальные институты.
1. Бабосов, Е.М. Общая социология / Е. М. Бабосов. – Минск, 2006. – 637 с.
2. Мельник, В. А. Политология / В. А. Мельник. – Минск : Вышэйшая школа, 2008. – 284 с.
3. Политология / под общ. ред. С.В. Решетникова. – Минск : ТетраСистемс, 2002. – 512 с.
4. Фролов, С. С. Социология: Учебник для студентов высших учебных заведений / С. С. Фролов. – М. : Наука, 1998. – 256 с.