28 Дайте общую характеристику социальному действию и социальному взаимодействию. Покажите общее и особенное
42 Объясните сущность и причины социального неравенства
62 Объясните сущность демократии и покажите ее роль в развитии общества
Список использованных источников
28 Дайте общую характеристику социальному действию и социальному взаимодействию. Покажите общее и особенное
Впервые в социологической науке категория «социальное действие» появилось и научно аргументировалось благодаря Максу Веберу. Социальным действием он определял действие индивида (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или к толерантному принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами содержанию соотносится с действием иных членов общества или ориентируется на него.
Таким образом, в восприятии М. Вебера социальное действие характеризуется двумя специфическими чертами: во-первых, оно должно быть рациональным, осознанным, и во-вторых, оно должно быть с необходимостью направлено на поведение иных индивидов.
Анализ конкретных социальных действий очень необходим при исследовании социальных процессов. Вместе с тем даже примитивное наблюдение раскрывает, что социальное действие, воспринимаемое как попытка одного человека или социальной общности трансформировать поведение другого человека или общности, не часто на практике возникает в единичной, обособленной форме. Когда кто-либо стремится убедить в своей правоте иного, то бесспорно, что это не общение с неодушевленным, предметов. Данный оппонент может динамично возражать, соглашаться или выражать пассивность, так или иначе он тоже совершает социальные действия. В итоге данных ответных действий преобразуется способ изначального убеждения, его смысл. В конечном результате, беседа может привести к тому, что индивиду придется прекратить оказывать воздействие на действия своего оппонента. Очевидно, что, совершая социальные действия, любой человек испытывает на себе действия окружающих. Осуществляется обмен действиями, или по-другому социальное взаимодействие.
42 Объясните сущность и причины социального неравенства
Социальное неравенство существовало на протяжении практически всей разумной история человечества. Несмотря на то, что во все времена неравенство осуждалось, подвергалось серьезной критике и никогда не вызывало положительной оценки у членов социума, люди в ходе исторического развития так и не пришли к формированию «совершенных» обществ, базирующихся на социальном равенстве и ликвидации угнетения и ущемления одних социальных общностей другими. При этом граждане непрерывно создавали новые виды иерархических социальных систем, построенных на неравенстве.
Истоки социального неравенства многие сегодняшние ученые видят в природных различиях людей по физическим критериям, личностным характеристикам, внутренней энергии, а также по силе мотивации, ориентированной на удовлетворение наиболее существенных, повседневных потребностей. Изначально зарождающееся неравенство зачастую весьма неустойчиво и не способствует закреплению социальных статусов. Например, волевой, целеустремленный человек может стать лидером и подчинять себе участников сообщества, неравным образом вознаграждая их за демонстрацию верности и лояльности к его личности. Именно данное неравенство реализовывалось в раннее средневековье, на закате античного мира, когда практически все лидеры варварских племен избирались соплеменниками и характеризовались среди них большим авторитетом. Однако при этом члены племени ориентировались на вождей и наделяли их полномочиями лишь в тот момент времени, когда вождь или лидер вносил по-настоящему максимальный вклад в осуществление общественных задач. По-иному говоря, власть вождей и представителей элиты вынуждена непрерывно подтверждаться, в другом случае вероятна замена правителей, лидеров или элитарных классов.
62 Объясните сущность демократии и покажите ее роль в развитии общества
Термин «демократия» (demos — народ, kratos — власть) выступает, как проблематика свободы, вечно старой и вечно новой проблемой для индивида. Данная категория впервые зарождается в античные времена. В тот далекий исторический период демократию воспринимали как специфическую форму государственной власти, некую разновидность структуры государства, при которой власть принадлежит не одному лицу и не группе лиц, а всем людям, которые пользуются одинаковыми правами на участие в управлении государством. Первой формой демократического государства считается Афинская республика.
Необходимо подчеркнуть, что античная демократия была демократией прямой, при которой весь народ, то есть все свободные граждане участвовали в правлении. Системы представительства эти времена не ведали. Главными характеристиками демократии были: наличие равенства всех граждан перед законом; равное право на участие в управлении обществом, равное право выражать собственные взгляды; принятие решений большинством голосов.
С тех пор содержание термина демократия существенно расширилось, но и в нынешних обстоятельствах оно сохраняет свое основное содержание – народовластие. Распространено на сегодняшний день определение демократии А. Линкольна, которое гласит, что демократия - правление народа, для народа, посредством народа. Данная трактовка также отмечает, что народовластие выступает как ключевой стержень демократического правления. В современном научном сообществе демократию рассматривают не только как тип политического режима, но и как:
– форму устройства всякого предприятия, фундамент которого составляют принципы равноправия, выборности, принятии решений большинством;
– идеал общественного устройства, базирующийся на свободе, правах человека, гарантиях прав меньшинства, народном суверенитете, политическом участии, гласности, плюрализме, толерантности.
1. Бабосов, Е. М. Общая социология : учеб. пособие для студ. вузов/ Е.М. Бабосов.- 4-е изд., перераб. и доп.- Минск : ТетраСистемс, 2010. - 608 с.
2. Горелов, А.А. Основы философии : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.А. Горелов. – 15-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 320 с.
3. Радугин, А.А Социология: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп./ А.А. Радугин, К.А. Радугин. - М. : Центр, 1999. – 160 с.
4. Рябоконь, Н.В. Философия и методология науки : лекции / Н.В. Рябоконь. — Минск : Минский университет управления, 2015. — 288 с.
5. Фролов, С.С. Социология: Учебник. – 3-е изд., доп. / С.С. Фролов. – М.: Гардарики, 2000. – 344 с.
6. Шестопал, Е. Б. Политическая психология : Учебник для вузов / Е. Б. Шестопал. – М. : ИНФРА-М, 2002. - 448 с.