8 Состав помещений магазина и их взаимосвязи
16 Порядок приемки по качеству товаров в магазине: сроки приемки, документальное оформление
22 Метод розничной продажи товаров: самообслуживание
37 Основные виды тары и их характеристика. Современные виды тары и упаковки
Практическое задание В
Список использованных источников
8. Состав помещений магазина и их взаимосвязи
Помещения магазинов, их устройство, планировка и размещение должны соответствовать принятой схеме торгового и технологического процессов.
Их подразделяют на следующие группы:
1 торговые;
2 для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже;
3 подсобные;
4 служебные и бытовые;
5 технические.
Торговые помещения в магазине являются основными. Они включают в себя торговый зал и помещения для дополнительного обслуживания покупателей (зал кафетерия, места хранения сумок и др.). Торговые помещения магазина играют основную роль в доведении товаров до потребителей и обслуживании покупателей. В этих помещениях завершаются торговый и технологический процессы магазина – покупатели выбирают товары и оплачивают их. Торговые помещения должны обеспечивать не только рациональную организацию торгового процесса, но и максимальные удобства для покупателей. Поэтому от устройства, планировки и оборудования торговых помещений во многом зависят качество обслуживания и эффективность торгового процесса в магазине.
16. Порядок приемки по качеству товаров в магазине: сроки приемки, документальное оформление
Приемка товаров по качеству проводится с целью предотвращения поступления к покупателям товаров низкого качества. Одновременно с приемкой товаров по качеству производится проверка их комплектности, а также тары, упаковки, маркировки. Принимают товары по органолептическим показателям (внешний вид, вкус, запах, консистенцию) предварительно на месте получения и окончательно в магазине. Сроки приемки товаров по качеству могут быть предусмотрены договором поставки либо установлены для отдельных видов товаров стандартами или техническими условиями. Во всех остальных случаях приемка товаров по качеству и комплектности проводится в следующие сроки:
- при иногородней поставке – не позднее 20 дней, а скоропортящихся товаров – не позднее 24 ч после выдачи их органом транспорта или поступления в магазин.
22. Метод розничной продажи товаров: самообслуживание
Форма торгового обслуживания – это организационный прием, представляющий собой сочетание методов продажи товаров, т. е. совокупностей приемов и способов, с помощью которых осуществляется процесс продажи товаров.
Самообслуживание – это форма торгового обслуживания, при ко-торой покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет отобранные товары к узлу расчета.
Самообслуживание не исключает возможности отпуска товаров, требующих нарезки, отмеривания или взвешивания, продавцами при условии, что прилавки находятся в зале самообслуживания и товары отпускают без предварительной оплаты их стоимости в кассе.
Социальный и экономический эффект самообслуживания заключается в том, что эта форма дает возможность существенно сократить ту часть издержек потребления, которая связана с покупкой товаров и увеличить свободное время покупателей.
Самообслуживание не только отвечает интересам покупателей, по и позволяет предприятию получить большую экономическую выгоду, поскольку в магазинах самообслуживания повышается пропускная способность, на той же площади увеличивается объем продажи товаров.
37. Основные виды тары и их характеристика. Современные виды тары и упаковки
Для упаковки товаров используется разнообразная тара и упаковка. Это обусловлено физико-химическими свойствами товаров, а также применением различных упаковочных материалов.
Классификация тары
По функциям, выполняемым в процессе товарного обращения:
- транспортная – применяется для транспортирования и хранения товаров. Она образует самостоятельную транспортную единицу;
- потребительская – поступает к потребителю с товаром и не выполняет функцию транспортной тары. К ней относятся флаконы, бутылки, банки, тубы, стаканчики, пакеты, коробки и т.п.
- тара-оборудование представляет собой изделие, предназначенное для укладывания, транспортирования, временного хранения и продажи из него товаров.
В зависимости от кратности использования тара делится на разовую, возвратную и многооборотную.
Разовая тара предназначена для однократного использования при поставках товаров. К ней относится большинство видов потребительской тары, а также подлежащая утилизации после использования транспортная тара.
Практическое задание В-2. Магазин «ТПС» имеет площадь торгового зала 150 м2. Определите количество карамели, подлежащего завозу.
Магазин работает без выходных. Частота завоза товаров – 1 раз в 7 дней.
Расчет среднедневной реализации:
60/30 = 2 кг/день
Расчет неснижаемого запаса товаров, обеспечивающего бесперебойную продажу товаров (НЗ):
2×3 = 6 кг
Расчет реализации товаров за период между завозами (РЗ):
2×7 = 14 кг
1 Виноградова С.Н., Пигунова О.В., Гурская С.П. Организация и технология торговли: Учебник. – Мн.:Вышэйшая школа, 2009. – 464 с.
2 Дашков Л.П., В.К. Памбухчиянц, О.В. Памбухчиянц. Коммерция и технология торговли: Учебник. – М.: Дашков и К̊, 2008. – 696 с.
3 Егоров В. Ф. Организация торговли: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006. – 352 с.
4 Отскочная З.В., Наплекова Ю.А., Чуева И.И., Дегтярь О.Н. Организация и технология торговли: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М. :Издательский центр «Академия», 2013. – 192 с.
5 Положение о приемке товаров по количеству и качеству, 2008.