14. Принципы менеджмента: характеристика, место в системе основных понятий менеджмента
42. Методы принятия управленческих решений: неформальные, коллективные, количественные
Тест
Задание 15
Список использованных источников
14. Принципы менеджмента: характеристика, место в системе основных понятий менеджмента
Основные принципы управления людьми.
• Поддержание у подчиненных чувства самоуважения, уверенности в себе. Когда люди чувствуют себя уверенно, повышается эффективность их работы. Этому принципу можно следовать даже тогда, когда необходимо довести до работника сигнал о наличии отрицательных отклонений в его работе. Опытные руководители сначала отмечают положительные результаты, а затем обсуждают те аспекты работы, которые надо улучшить. При этом выражают уверенность в способности работника добиться этих улучшений. Это повышает шансы на успех. И, наоборот, подрыв в работниках самоуважения гарантирует плохие результаты.
• Концентрация внимания на проблеме, а не на личности подчиненного. Это дает возможность человеку не уходить в глухую оборону, а вместе работать над решением проблемы.
• Использование метода подкрепления.Подкрепляется желательное поведение и не поощряется нежелательное. Наиболее распространенной формой подкрепления является негативная реакция на нежелательное поведение. Должно быть наоборот. Позитивное подкрепление имеет большие шансы на успех.
• Активное слушание.Имеются в виду способы доведения до собеседника реакции на сообщаемую информацию и выражаемые чувства.
• Выдвижение ясных требований и поддержание контакта с работниками. Завершая разговор с работником, необходимо удостовериться, что цели были правильно поняты. Всегда устанавливайте конкретную дату проверки исполнения с тем, чтобы иметь возможность поощрить работника в ходе выполнения задания [1, c. 36].
Принципы управления персоналом— правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом.
42. Методы принятия управленческих решений: неформальные, коллективные, количественные
Все методы принятия решений можно объединить в три группы:
- неформальны (эвристические);
- коллективные;
- количественные.
Неформальные методы принятия решений. Управленческая практика свидетельствует, что при принятии и реализации решений определенная часть руководителей использует неформальные методы, которые основаны на аналитических способностях лиц, принимающих управленческие решения. Это совокупность логических приемов и методики выбора оптимального решения руководителем путем сравнения альтернатив на основе накопленного опыта, интуиции. Их преимущество состоит в том, что принимаются они оперативно, недостаток – этот метод не гарантирует от принятия неэффективного решения.
Коллективные методы. Основным моментом здесь является определение участников принятия решения. Чаще всего, это временный коллектив, в состав которого входят и руководители, и исполнители. Главными критериями формирования такой группы являются: компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность. Коллективные формы групповой работы могут быть различными: заседание, совещание, работа в комиссии, мозговой штурм (совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений).
Метод Дельфы (получил название от греческого города Дельфа, прославившегося своим оракулом) – это многотуровая процедура анкетирования. После каждого тура данные анкетирования дорабатываются и полученные результаты сообщаются экспертам с указанием расположения оценок. Первый тур анкетирования проводится без аргументации, во втором – отличающийся от других ответ подлежит аргументации или эксперт изменяет оценку. После стабилизации оценок опрос прекращается и принимается предложенное экспертами или скорректированное решение [1, c. 33].
Тест
4 Принципы менеджмента – это:
а) руководящее правило;
б) норма поведения менеджера;
в) способ действия менеджера;
г) метод работы;
д) закономерность управления.
Варианты ответов:
Ответ: а,б.
14 Исключите лишнее.
По функциональному содержанию решения делятся на:
а) экономические;
б) плановые;
в) организационные;
г) мотивирующие;
д) контрольные
Ответ: экономические.
24 Различают следующие формы проявления организационно-административных методов:
а) обязательные предписание;
б) согласительные предписания;
в) предоставление свободы действия;
г) рекомендации, пожелания;
д) все верно.
Ответ: а,б,г.
34 Исключите лишнее:
а) социальное планирование;
б) экономическое побуждение;
в) методы социально- психологической преемственности;
г) методы социально- психологической активности;
д) моральное убеждение;
е) методы комплектования малых групп.
Ответ: б.
Задание 15
Рассмотрите ситуацию. Подумайте, в чем были причины неудач фирмы. Назовите факторы успеха Иванова.
В 1991 году В. Иванов совместно со своим партнером создал производственно-коммерческую фирму «Белый аист». До этого он работал в АН РБ в области физики твердого тела, защитил кандидатскую диссертацию, стал начальником отдела, лауреатом премии Ленинского комсомола. Столь же активно приступил к предпринимательской деятельности и уже в 1993 году фирма под его руководством достигла весомых успехов на рынке посреднической деятельности. В 1992 году Иванов был инициатором создания ряда товарных бирж в Минске, в частности Белорусской агропромышленной биржи.
В суете текущих дел не удавалось найти свое кредо. Приходилось заниматься продажей самых различных товаров: от сейфов до тканей. Не хватало времени на организацию производства металлообрабатывающего инструмента, ради чего была задумана фирма. Не все сделки оказывались удачными. Тем не менее, благодаря высоким аналитическим способностям и навыкам коммуникаций Сотрудникам фирмы удавалось выживать в экономически сложные времена середины 1990-х годов. Условия неопределенности и риска сказались на межличностных коммуникациях сотрудников и, в конце концов, даже самые стойкие птенцы «Белого аиста» разлетелись и продолжили карьеру на других предприятиях.
Решение
На успешность Иванова влияют следующие факторы:
• наличие в организации источника творческих идей;
• эффективная система отбора и оценки идей новых изделий;
• ориентация на рынок;
• преимущество товара над товарами конкурентов;
• маркетинговое ноу-хау;
• сплоченная команда работников;
• глобальная концентрация товару.