Введение
1 Общая характеристика экономической ситуация
2 Общая характеристика экономической ситуация в Республики Беларуси
Заключение
Список использованных источников
Введение
С тех пор, как Беларусь вступила на тропу рыночных отношений, многое в жизни претерпело изменения. Изменились деньги, изменились законы, изменились условия производства, да и само производство. Повсюду провозглашается отказ от старых командно-административных методов в пользу свободным рыночным отношениям, честной конкуренции, уничтожению государственной монополии. Создание экономической системы нового типа, преодолевающей недостатки прежней командно- плановой и обеспечивающей рост эффективности хозяйствования – довольно сложный процесс.
Сложность обусловлена не только грандиозностью задач по реформированию существующей экономической системы, но и необходимостью одновременного преодоления кризисных явлений в экономике, унаследованных от административно-командной экономики, и обострившихся вследствие вступления общества в переходную экономику.
Анализ эффективности функционирования национальной экономики Республики Беларусь показывает, что решение стоящих перед страной социально-экономических задач в значительной степени тормозится недостаточной обработанностью механизма макроэкономического регулирования хозяйственной деятельности. Во многом это обусловлено отсутствием должной методологической разработки, прежде всего проблем денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики применительно к условиям Республики Беларусь.
Некритический перенос в белорусскую действительность постулатов классических либеральных теорий, ориентированных на экономически рациональное поведение субъектов хозяйствования и недооценивающих роль государства в управлении хозяйственными процессами, в определенной степени тормозит развитие национальной экономики, в рамках сложившихся институциональных ограничений вынуждая руководителей принимать решения без должного научно-методологического обоснования.
1. Общая характеристика экономической ситуация
Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночным отношениям вызвал необходимость по-новому решать многие вопросы управления экономикой предприятия. За прошедшие 15 лет работы в новых условиях хозяйствования произошли значительные перемены. Главное - преодолено падение производства. Промышленность вышла на дореформенный уровень производства. Ряд предприятий сохранил и укрепил свои позиции на мировом рынке промышленной продукции. Границы Евросоюза приблизились к нашей стране. Возможно, Беларусь вступит в ВТО. Цены на одни и те же товары и продукцию промышленных предприятий станут одинаковыми внутри страны и за рубежом. Конкурентоспособность продукции будет решать экономику, как в целом страны, так и отдельных предприятий, определять жизненный уровень и благосостояние граждан [1, c. 37].
Экономика имеет дело с тем, как государство, отдельные предприятия используют природные и другие ресурсы, чтобы удовлетворить собственные потребности.
Потребности общества и людей безграничны, а ресурсы ограничены. Ресурсы, потребляемые в производстве, подразделяются на материальные, капитал и трудовые.
Материальные - используются при производстве продукции.
Капитал - создается людьми для осуществления производственных процессов.
Трудовые - те, кто предоставляет свою рабочую силу в обмен на заработную плату.
Предприятие должно рационально использовать ресурсы. Они выбирают из множества вариантов тот, который принесет выгоду, но для этого нужен экономический механизм.
Проблемы экономики: что производить и какие товары; как производить, из каких ресурсов и с помощью каких технологий; как распределить производимую продукцию: поровну или по другим критериям. В связи с тем, что безграничные потребности не могут быть удовлетворены, то каждый человек, предприятие, государство должны выбирать из желаемого.
2. Общая характеристика экономической ситуация в Республики Беларуси
Новое независимое государство с переходной экономикой - такой статус в мировом сообществе государств получила Республика Беларусь в 90-х гг. XX в., став на путь суверенного развития после распада СССР, в состав которого она входила более 70 лет как Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР) - одна из пятнадцати равноправных союзных республик.
До недавнего времени в мировом сообществе государств существовала группировка стран по критерию общественно-политического устройства. Страны делились на капиталистические, социалистические и развивающиеся. Сегодня в связи с тем, что в конце 80-х – начале 90-х гг. XX в. перестал существовать социалистический лагерь, страны группируются по критериям "уровень экономического развития" и "уровень человеческого развития" [3, c. 59].
Для градации стран по уровню экономического развития используется обычно величина валового национального продукта (ВНП) или величина валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения и по этому показателю выделяются страны развитые и развивающиеся, а также страны с высоким, средним, низким уровнем экономического развития.
Для градации стран по уровню человеческого развития используется показатель "индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)", который интегрирует в себе такие показатели, как реальный ВВП на душу населения, уровень образования и ожидаемая продолжительность жизни населения. По величине ИРЧП страны также делятся на группы: с высоким, средним, низким и минимальным уровнем человеческого развития.
Геополитическое положение Беларуси в современных условиях можно оценить как сложное по двум обстоятельствам. Первое связана именно с выгодностью экономико-географического положения Беларуси, второе - с тем, что Беларусь имеет малый "вес" в мирохозяйственной системе и в экономическом отношении принадлежит к категории "малых" стран, не оказывающих существенного влияния ни развитие мировых экономических процессов, и поэтому ее геополитическое положение могут определять интересы других крупных, влиятельных стран.
Заключение
Подводя итог, хочется отметить, что анализ социально-экономической ситуации в стране показывает, что, несмотря на складывающиеся положительные тенденции, на работу экономики продолжает оказывать влияние ряд нерешенных проблем. Основными из них являются:
- наличие организаций реального сектора экономики, имеющих неудовлетворительные результаты финансово-хозяйственной деятельности;
- относительно высокая материало- и энергоемкость производства, зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы;
- слабая инновационная активность;
- дифференциация оплаты труда по комплексам, отраслям и сферам экономики;
- недостаточно высокий уровень пенсий, стипендий и других социальных выплат.
Учитывая, что в реальном секторе экономики в основном исчерпаны возможности наращивания производства за счет экстенсивных факторов, в будущем необходимо обеспечить модернизацию экономики путем внедрения современных ресурсо- и энергосберегающих технологий, максимального использования интеллектуального ресурса страны на основе всестороннего гармоничного развития человека.
Для улучшения социально-экономической ситуации в Республике Беларусь необходимо обеспечить:
- рост реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;
- работу органов государственного управления в интересах человека с целью удовлетворения его потребностей;
- благоприятные условия для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального и физического совершенствования человека.
1. Базылев Н.И., Базылева М .И. Экономическая теория: Учебник для студентов экономических специальностей ВУЗ. - Мн.: Книжный Дом, 2014. - 608 с.
2. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник.- М.: Дело, 2012.- 472 с.
3. Лемешевский И.М. Макроэкономика (экономическая теория. Часть 3) Учебное пособие для студентов экономических специальностей ВУЗ. - Мн.: ФУ Аинформ, 2014. -576 с.
4. Экономика Беларуси: учебник/Под ред. В.Н.Шимова.-Минск, БГЭУ, 2009.- 751 с.
5. Национальный статистический комитет Республики Беларусь– www.belstat.gov.by.
6. Экономика Беларуси: учебник/Под ред. В.Н.Шимова.-Минск, БГЭУ, 2015.- 751 с.