7. Охарактеризуйте особенности ценовой политике в условиях рыночной экономики
31. Охарактеризуйте методы ценообразования, основанные на издержках производства: затратный, агрегатный, структурной аналогии
Задача 57
Список использованных источников
7. Охарактеризуйте особенности ценовой политике в условиях рыночной экономики
Традиционно выделяются две противоположные модели ценообразования: рыночное ценообразование и централизованное (государственное) ценообразование.
В условиях административно-командного ценообразования установление цены является прерогативой сферы производства. Цены устанавливаются исходя из затрат на производство товара или услуги. Часто это делается даже до начала процесса производства на плановой основе с непосредственным участием государственных органов. В результате, рынок не играет существенной роли в ценообразовании, он просто фиксирует спрос на уровне заранее заданного размера цен, не влияя на их дальнейшее изменение.
Процесс формирования цен в условиях рыночного ценообразования происходит в сфере реализации продукции. Именно здесь сталкиваются спрос на продукцию или услугу, предложение, полезность предлагаемого товара, целесообразность его приобретения, качество и конкурентоспособность. Произведенный в сфере производства товар или цена на него проходят непосредственную проверку рынком, который формирует окончательную цену товара или услуги.
Принципиальное отличие рыночного ценообразования заключается в том, что цены устанавливаются здесь в соответствии со спросом и предложением самим собственником или производителем товара. Государственные органы могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров. Исключительной компетенцией государства становится установление «правил игры» и общих подходов к ценообразованию. Перечень товаров, реализуемых по государственным ценам, определяется законодательством. Государственное регулирование цен допускается на продукцию предприятий-монополистов, на товары и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных групп населения.
Ценовая политика фирмы представляет собой хорошо адаптированные модели принятия решений по определению, поддержанию и модификации цен, в которых отражаются основные типы рынков и факторы, предопределяющие предпринимательское поведение на них, что позволяет определять применимость различных ценовых инструментов для достижения целей фирмы, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Цена выступает инструментом, с помощью которого специалисты служб маркетинга, экономисты и финансисты интегрируют отдельные элементы продвижения товара в единый целостный результирующий комплекс в системе организации эффективного бизнеса.
Совокупность методов, с помощью которых проводится та или иная ценовая политика, принято называть стратегией в области ценообразования. Стратегические аспекты ценовой политики содержат в себе договорные мероприятия по установлению и изменению цен. Эти мероприятия направлены на регулирование деятельности всей производственной и товаропроводящей сети фирмы, а также на поддержание конкурентоспособности производимых товаров и услуг в соответствии с общими целями организации и не имеют четкого временного ограничения. Разработка ценовой стратегии – это постоянно корректируемый процесс, соответствующий той маркетинговой политике, которую проводит организация. Стратегии ценообразования для существующих товаров должны учитывать два важных критерия : допустимый уровень цен и диапазон изменения цены по сравнению со сложившимся уровнем. По первому критерию цены могут позиционировать марку товара как экономичный, средний по цене или дорогой товар.
31.Охарактеризуйте методы ценообразования, основанные на издержках производства: затратный, агрегатный, структурной аналогии
Методы, основанные на издержках производства, являются наиболее часто используемыми в практике ценообразования, особенно это, касается затратного метода. Суть его заключается в том, что к рассчитанной себестоимости единицы продукции добавляется заданный размер прибыли, а также косвенные налоги и неналоговые платежи, непосредственно увеличивающие цену:
Ц = С + П + Н,
где С — себестоимость единицы товара;
П — прибыль в расчете на единицу товара;
Н — косвенные налоги и неналоговые платежи в цене товара.
Затратный метод является достаточно популярным не только в отечественной, но и в зарубежной практике ценообразования. Это связано с рядом причин.
Во-первых, производители всегда лучше осведомлены о своих затратах, чем о потребительском спросе, поэтому затратный метод считается достаточно простым.
Во-вторых по мнению специалистов этот метод является наиболее справедливым как по отношению к продавцам, так и к покупателям. При достаточно высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупателей и вместе с тем имеют возможность получить необходимую прибыль для нормальной деятельности. Наряду с достоинствами затратный метод имеет и недостатки, связанные с невозможностью учета в цене потребительских свойств товаров, конъюнктуры рынка. Поэтому в отечественном ценообразовании затратный метод применяется при обосновании цен на принципиально новую продукцию, когда ее невозможно сопоставить с ранее выпускаемой и недостаточно известен спрос; продукцию, производимую по разовым заказам, с индивидуальным характером производства (строительные объекты, проектные работы, опытные образцы); на товары, услуги, на которые спрос ограничен платежеспособностью населения (ремонтные услуги, продукты первой необходимости); продукцию предприятий-монополистов; во внутрипроизводственном ценообразовании и некоторых других случаях.
Агрегатный метод ценообразования применяется в том случае, если необходимо установить цену на сложный (комбинированный) товар, состоящий из отдельных изделий (элементов, узлов), каждое из которых имеет свою цену.
Цена, рассчитанная этим методом, определяется суммированием цен отдельных изделий (элементов, узлов) с добавлением затрат на их сборку или компоновку. в том случае, если необходимо установить цену на сложный (комбинированный) товар, состоящий из отдельных изделий (элементов, узлов), каждое из которых имеет свою цену.
Задача 57
Рассмотрим организацию с минимальной ценой продаж за единицу товара 300 руб. Распределение цен на один и тот же товар составляет от 300 до 500 руб., так как имеется несколько организаций с различной структурой затрат, и 500 рублей это максимум того, что заплатят за товар покупатели. На поиск товара с самой низкой ценой 300 руб. требуется затратить 1 час. Если потребитель не ищет, а покупает у первого продавца, если повезет, то он может найти товар по 300 руб., если же нет, то по 500 руб. Предположим, что возможные издержки времени потребитель оценивает от 0 до 200 руб. в час.
Решение
Допустим, что распределение цен таково, что средний покупатель, не занимающийся поиском и не информированный о ценах, платит за товар 400. руб. Покупатель, занимающийся поиском, экономит в среднем 100 р. (400- 300).Таким образом, приобретать товар должны только те покупатели, которые оценивают свои издержки времени менее 100 руб.
Допустим, одни покупатели ищут товар, а другие приобретают его по принципу случайности.