Задание 1. Правовое регулирование бухгалтерского учета и отчетности в РБ
Задание 2. Договор контрактации
Задание 3. Расторжение договоров
Список использованных источников
Задание 1. Правовое регулирование бухгалтерского учета и отчетности в РБ
В соответствии со ст.2 закона О БУ и отчетности, БУ – система непрерывного, сплошного, документального отражения информации о состоянии и движении имущества организации методом двойной записи в денежном выражении на счетах БУ [1].
Объектами БУ являются:
1)имущество организации
2)хозяйственные операции
3)обязательства субъектов хозяйствования
Субъекты:
1)юр. лица
2)филиалы, представительства
3)хозяйственные группы
4)иностранные коммерческие организации
5)государственные органы
6)товарищества
7)и.п. – ведут БУ в соответствии с налоговым законодательством.
Задачи ведения БУ:
1)формирование полной и достоверной информации о состоянии организации
2)обеспечение пользователей БУ и отчетности полной достоверной информацией
3)предотвращение отрицательных результатов деятельности организации
Цели (функции) БУ:
1)информационная
2)контрольная
3)сохранности имущества
4)аналитическая
БУ ведется в соответствии с учетной политикой организации, которая разрабатывается в соответствии с законодательством и утверждается руководителем организации. Учетная политика организации включает в себя:
1)описание принятых способов ведения БУ
2)план счетов
3)формы первичных документов
4)график документооборота
Учетная политика изменяется в случае:
1)изменения законодательства
2)реорганизации предприятия
3)изменения условий деятельности организации
БУ ведется главным бухгалтером, а при его отсутствии бухгалтером.
Задание 2. Договор контрактации
Вопросы
1. Понятие договора контрактации и обязанности сторон.
2. Правовые последствия ненадлежащего исполнения договора контрактации.
3. Как должен быть разрешен спор?
Ответ:
По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (заготовителю) (п. 1 ст. 505 ГК) [3].
Из определения рассматриваемого договора следует, что он регламентирует отношения производителей сельскохозяйственной продукции с покупателями.
Договор контрактации регулируется как общими нормами (ст. 505-509 ГК), так и специальными нормативными правовыми актами. К ним, в частности, относятся Постановления Совета Министров Республики Беларусь:
- от 30 апреля 1998 г. № 689 «Об утверждении Типового договора между крестьянским (фермерским) хозяйством и райисполкомом о развитии сельскохозяйственного производства и порядка заключения соответствующего договора»;
- от 31 января 2000 г. № 127 «О мерах по увеличению производства и заготовок сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах граждан» (с изм. и доп.).
Признаки договора контрактации:
- двусторонний,
- возмездный,
- консенсуальный.
Договор контрактации относится к числу договоров, входящих наряду с договором поставки, купли-продажи и др. в группу договоров о возмездной реализации имущества.
Он имеет общие с ними черты (возмездность, передача имущества в собственность (хозяйственное ведение) приобретателя и т.д.).
Следует отметить, что к отношениям по договору контрактации, не урегулированным нормами, закрепленными в ст. 505 – 509 ГК, применяются правила о договоре поставки товаров, а в соответствующих случаях – правила договора поставки товаров для государственных нужд, если законодательством не предусмотрено иное (п. 2 ст. 505 ГК).
Вместе с тем договор контрактации отличается от других договоров, в частности от договора поставки:
1. Поставка опосредует разнообразные отношения сферы обращения, а контрактация охватывает главным образом отношения в области товарооборота между городом и деревней и служит правовой формой закупок сельскохозяйственной продукции.
2. Поставщиком в договоре поставки может быть как изготовитель продукции, так и снабженческо-сбытовая организация, а по договору контрактации реализовать продукцию вправе лишь ее непосредственный производитель (сельскохозяйственное предприятие).
3. Предметом договора поставки может быть любая продукция, предназначенная для предпринимательской или иной хозяйственной деятельности, в то время как предмет договора контрактации – это только продукция сельскохозяйственного производства (зерно, картофель, свекла и т.д.), которая должна быть выращена или произведена самим производителем.
Однако производство сельскохозяйственной продукции не только связано с посевами, обработкой и уборкой их, но и находится в сильной зависимости от погодных условий и других вероятных факторов.
Изложенное подчеркивает консенсуальность договора, так как моменты его заключения и исполнения не совпадают.
Задание 3. Расторжение договоров
Вопросы
1. Основания расторжения договора по желанию одной стороны.
2. Претензионный порядок разрешения хозяйственных споров?
3. Правовое регулирование улучшений арендованного имущества?
Ответы
1. В действующее законодательство предусмотрены три различных способа расторжения договора:
- по соглашению сторон;
- по требованию одной из сторон на основании решения суда;
- по заявлению одной из сторон во внесудебном порядке.
По общему правилу расторжение договора возможно только по соглашению сторон. Это закреплено в статье 420 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК РБ) [3].
В этом случае никаких конкретных условий для расторжения договора не требуется.
Законодательством предусмотрена и возможность расторжения договора по требованию одной из сторон. Например, при существенном нарушении договора другой стороной.
В соответствии со статьей 420 ГК РБ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, влекущее для другой стороны такой ущерб, в результате которого она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Вышеуказанная статья, кроме уже изложенного, содержит еще одну очень важную позицию: «договор может быть изменен или расторгнут по решению суда». Следовательно, одностороннее расторжение договора может быть осуществлено лишь по решению суда.
Порядок расторжения договора урегулирован статьей 422 ГК РБ: требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законодательством либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Следовательно, выполнения вышеуказанных действий до обращения в суд является обязательным.
В качестве примера можно привести договор аренды, для расторжения которого нужно направить письменное уведомление арендатору о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.
Относительно одностороннего расторжения договора поставки действующее законодательство каких-либо особых условий не предусматривает.
По требованию заинтересованной стороны обязательства прекращаются решением суда.
Следует отличать одностороннее расторжение договора и отказ от исполнения договора.
Отказ от исполнения договора предполагает расторжение договора в одностороннем внесудебном порядке.
Следует отметить, что односторонний отказ от исполнения договора должен быть предусмотрен договором или законодательством.
Важно, что для одностороннего отказа совсем необязательно нарушения каких либо условий договора.
Это отличный инструмент воздействия на контрагента. Особенно как применение санкции к недобросовестному субъекту хозяйствования.
В качестве примера одностороннего отказа от исполнения договора, установленного законодательством, можно привести нормы, регулирующие договор подряда. Право на отказ от исполнения договора подряда установлено в статьях: 669, 670,672,676 ГК РБ.