1. Понятие маркетинга в сфере банковских услуг. Необходимость маркетинга в банке
2. Продуктовая политика в банковской сфере. Этапы жизненного цикла банковского продукта. Комплексные продажи
Задача
Список используемых источников
1. Понятие маркетинга в сфере банковских услуг. Необходимость маркетинга в банке
Маркетинг как рыночная теория управления появился в начале прошлого века. Тогда же его взяли на вооружение ведущие торговые и промышленные компании. В банковскую сферу идее маркетинга проникали очень медленно. Можно сказать, что банки последними из отраслей бизнеса восприняли маркетинг. Это было обусловлено несколькими причинами, в частности консерватизмом банков и высоким уровнем государственного регулирования. Только из середины 50-х годов прошлого века банки США, а потом Западной Европы и Японии начали вводить в свою организационную структуру отделы маркетинга и использовать маркетинговые идеи в планировании своей деятельности. Проблема углубляется и тем, что в плановой экономике не требовалось применения элементов маркетингового подхода, и потому значительное количество банковских специалистов не имеет опыта работы в рыночных условиях. Специфика банковской деятельности отображается на всех составляющих маркетинга в сфере банковского бизнеса, включая его цель, задание, функции и принципы. Цель банковского маркетинга − создавать такие финансовые услуги и предоставлять их таким образом, чтобы лучше всего удовлетворить потребности клиентов и получить прибыль банком.
2. Продуктовая политика в банковской сфере. Этапы жизненного цикла банковского продукта. Комплексные продажи
Банк − это кредитно-финансовый институт, предлагающий широкий спектр продуктов и услуг, прежде всего относящихся к кредитам, вкладам и платежам, выполняющий многообразные функции в отношении любого физического и юридического лица. Важнейшим аспектом банковского маркетинга является определение конкретного банковского продукта и банковской услуги. Банковский продукт − это конкретный банковский документ (или свидетельство), который производится банком для обслуживания клиента и проведения операции. Это может быть вексель, чек, банковский процент, депозит, любой сертификат (инвестиционный, депозитный, сберегательный, налоговый) и т.п. Банковская услуга представляет собой банковские операции по обслуживанию клиента. Сходство банковского продукта и банковской услуги состоит в том, что они призваны удовлетворить потребности клиента и способствовать получению прибыли. Например, банковский процент по депозитам является банковским продуктом, а его постоянная выплата представляет собой банковскую услугу. И в том и в другом случае это служит удовлетворению потребности клиента и получению дохода. Открытие банковского счета − это продукт, а обслуживание по счету − услуга, но при этом и продукт, и услуга предполагают получение дохода в виде комиссионных. В то же время следует подчеркнуть, что в большинстве случаев банковский продукт носит первичный характер, а банковская услуга − вторичный.
Задача
Дать краткую характеристику современному состоянию банковского рынка Республики Беларусь.
1) Провести анализ рынка банковских услуг (продуктов) на основе внешней информации (банк выбирается самостоятельно студентом: любой банк Республики Беларусь).
Провести анализ рынка банковских услуг (продуктов) для следующих категорий:
- населения
- юридических лиц
- предпринимателей.
2) Разработка новых видов вклада
Разработайте три вида вкладов:
- для VIP-клиентов
- для покупки квартиры
- для пенсионеров.
Решение
2018 год стал очередным успешным годом для белорусского банковского сектора с точки зрения финансовых показателей его деятельности. Прибыль коммерческих банков возросла почти на четверть – с 886,7 млн. руб. до 1096,3 млн. руб. Рентабельность активов составила 1,6% по сравнению с 1,4% годом ранее, рентабельность нормативного капитала возросла с 9,6% до 10,7%.
В течение длительного времени активы банковского сектора в Беларуси увеличивались высокими темпами, что было обусловлено специфической моделью его функционирования. Главными ее элементами были доминирование в банковском секторе банков, контролируемых государством, и активное финансирование последними определенных государством программ и проектов в основном на директивной основе.
Таким образом, главным драйвером роста банковских активов в течение долгого времени была кредитная экспансия банков под патронажем государства. В результате, по данным Национального банка [6], размер банковских активов относительно ВВП – одного из ключевых показателей, характеризующих глубину финансового посредничества, — увеличился с 40,1% по итогам 2008 года до 67,2% по результатам 2016 года. В определенном смысле быстрое увеличение данного показателя имело искусственный характер, поскольку в его основе лежало не рыночное, а директивное кредитование. Ситуация начала меняться по мере сокращения вмешательства государства в процесс распределения банковским сектором кредитных ресурсов и постепенного ограничения объема директивного кредитования.
1) Проведем анализ банковских услуг ОАО «Белинвестбанк» юридическим лицам.
ОАО «Белинвестбанк» – один из крупнейших системообразующих государственных банков. Банк предлагает юридическим лицам эффективное использование временно свободных денежных средств – их размещение во вклады (депозиты).
Виды договоров банковского вклада (депозита) применяемые в ОАО «Белинвестбанк»:
1. срочный отзывной банковский вклад On-line. Срок использования от 30 до 400 календарных дней;
2. срочный отзывной банковский вклад «Практичный ход». Срок использования от 10 дней;
3. срочный отзывной банковский вклад «Удачный старт». Срок использования от 3 дней;
4. срочный безотзывной банковский вклад «Элитный выбор». Срок использования от 31 дня.
Свободные денежные средства могут быть размещены в белорусских рублях, долларах США, евро и российских рублях.
1. Веселова М. Ю. Особенности маркетинга в банковской сфере // Молодой ученый. − 2014. − №18. − С. 341-345. − URL https://moluch.ru/archive/77/13049/
2. Куршакова Н.Б. Банковский маркетинг: расширение клиентской базы / Н.Б. Куршакова. – Минск, 2003
3. Артемьева О.А. Финансовый маркетинг: учебник / О. А. Артемьева [и др.] ; под общ. ред. С. В. Карповой. М. : Издательство Юрайт, 2015
4. Морозевич О.А. Банковский маркетинг. / О.А. Морозевич – Минск: Бгэу, 2012
5. Николаева Т. П. Банковский маркетинг. / Т.П. Николаева − М.: ЕАОИ, 2009. 224 с.
6. Информационный сборник «Банковский сектор Республики Беларусь. Краткая характеристика устойчивости функционирования» [Электронный ресурс] / Национальный банк Республики Беларусь URL https://www.nbrb.by/Publications/banksector/BS_01_01_2019.pdf
7. Аникеев М. Банковский сектор: возобновление роста или продолжение стагнации? [Электронный ресурс] / Белрынок URL https://www.belrynok.by/2019/02/19/bankovskij-sektor-vozobnovlenie-rosta-ili-prodolzhenie-stagnatsii
8. Официальный сайт ОАО «Белинвестбанка» [Электронный ресурс] / © 2019 «Белинвестбанк» ОАО URL. https://www.belinvestbank.by/individual