1. Человек во времени: историческое бытие общества
2. Социальная структура современного белорусского общества
3. Политическая культура и формирование правил политического поведения
1. Человек во времени: историческое бытие общества
Люди всегда стремились объяснить смысл истории и её направленность, понять, почему она идёт именно таким, а не другим путём. Французский просветитель XVIII в. Вольтер даже ввёл термин «философия истории».
Философия истории исследует следующие вопросы:
1. Что заставляет развиваться человеческое общество?
2. В каком направлении идёт история и есть ли такое направление?
3. Насколько история определяет настоящее и будущее?
4. Что ожидает человечество в будущем?
5. Есть ли в истории какие-нибудь законы, которые можно узнать, чтобы управлять Историей?
Для философского анализа истории общества крайне важно уяснить общую траекторию развития. В связи с этим множество философско-исторических концепций можно свести к трём группам:
1. Концепции однолинейного прогрессивного развития (Гегель, Маркс, Ростоу);
2. Концепции многолинейного развития (К.Ясперс);
3. Концепции циклического развития (Шпенглер, Тойнби).
Представители концепции однолинейного прогрессивного развития считали, что история человечества едина, все народы (кто быстрее, кто медленнее) идут к единой цели. Только цели эти каждым из мыслителей предлагаются разные: так Гегель и Маркс такой целью считали торжество разума и свободы на Земле.
Согласно К.Ясперсу, в мировой истории было «два дыхания». Первое дыхание вело человека от доистории к осевому времени – резкому повороту в истории (ок. 500 г. до н.э. - одновременно на Западе и Востоке возникли крупные философские школы, появились великие мыслители – Конфуций, Лао Цзы, Будда, Заратустра, Гераклит, Платон.
2. Социальная структура современного белорусского общества
Социальные общности - относительно устойчивые совокупности людей, отличающиеся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее сходными интересами. Общества различных типов - формы совместной жизнедеятельности.
Выделяют пять основных позиций белорусского общества:
1. нижний слой – служащие без специальности, рабочие низкой квалификации, пенсионеры, инвалиды, домохозяйки, безработные;
2. базовый слой – специалисты массовых профессий, пенсионеры, рабочие средней квалификации;
3. средний слой – высококвалифицированные специалисты, рабочие высокой квалификации, средние предприниматели;
4. верхний слой – востребованные специалисты, успешные предприниматели, наиболее квалифицированные рабочие;
5. элита – высокооплачиваемые служащие, предприниматели.
Понятие «социальный состав» населения страны по своему содержанию близко к понятию социальная структура общества. Оно отражает не просто наличие тех или иных групп в обществе, но и их численность.
В социальной структуре любого общества выделяются в первую очередь группы людей по месту жительства – население города или деревни. В социальном составе населения обязательно выделяются группы, которые сложились исторически – этнические. Выделяются также религиозные общности (католики, православные, баптисты, мусульмане). Всегда выделяют группы людей на основании их отношения к собственности, профессиональные группы, в отдельные группы объединяются люди по месту в управлении обществом, по размерам доходов и т. д.
3. Политическая культура и формирование правил политического поведения
Политическая культура – один из важнейших элементов политической системы общества. Уровень ее развития свидетельствует о качестве самой этой системы. Политическая культура, отражая политическую и юридическую компетентность граждан, общественных и политических деятелей и их политическое поведение, оказывает большое влияние на формирование и функционирование политических институтов.
Политическая культура – явление сложное и многогранное. Поэтому существует самый широкий спектр мнений, определений формулировок и т.д. в толковании как самой категории «политическая культура», так и ее структурных компонентов, содержания, функций и т.д.
Политическая культура – неотъемлемая составная часть общенациональной культуры. Это прежде всего политический опыт человечества, социальных общностей, больших и малых социальных групп, полученный в ходе исторического развития. Существуя в определенных формах, этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и в конечном счете выражается в их политических ориентациях и установках. Последние определяют политическое поведение людей.
Политическая культура – продукт естественно-исторического развития. При этом большую роль в формировании политической культуры каждой страны играют такие факторы, как ее геополитическое положение; социальная и политическая структура общества; характер общественных отношений; политические традиции, особенности национальной культуры и национальной психологии.
Условием формирования политической культуры людей является их включенность в политический процесс, взаимодействие с политической реальностью. В политическом процессе действует целый ряд институтов. С политической системой взаимодействуют различные сферы общественной жизни, все они в той или иной степени участвуют в формировании политической культуры, определяют основные направления этого процесса.