1. Социокультурные предпосылки формирования неклассического типа философствования (вторая пол. XIX- нач. XX)
2. Важнейшие направления неклассической философии
3. Специфика классического и неклассического типов философствования
1. Социокультурные предпосылки формирования неклассического типа философствования (вторая пол. XIX – нач. XX)
Классическая философия завершила свое развитие в середине XIX века. Ее главной отличительной особенностью было возвышение человеческого разума, понятие неизмеримости человеческого познания как залога осуществления гуманистических идеалов. Это была специфическая философская форма утверждения капиталистических общественных отношений. Именно культ разума послужил идеологическим выражением оппозиции «темному», «неразумному» феодальному обществу со стороны буржуазии. С ним было связано определенное понимание человека и общества, которое составило специфику философии Просвещения.
Дальнейшее развитие европейской философии XIX– нач. XX века было предопределено следующими социокультурными обстоятельствами.
1. Промышленный переворот, который начался в Англии в конце XVIII века и продолжился в передовых странах Западной Европы в XIX века, начал процесс формирования техногенного общества. В результате одна из главных задач, которая стояла перед западноевропейской философией Нового времени стала идейная подготовка великих проектов модерна. На этом фоне отпала необходимость в широких философских системах, которые с предельной смелостью, но, в то же время, часто весьма абстрактно обосновывали идеи модернизации.
Кроме того, техногенный путь развития во много раз ускорил темпы социального и политического развития европейского общества. В этот период времени требовались не абстрактные модели социально-экономической модернизации и духовного развития, а конкретные концепции управления реальным процессом развития. Однако, эти концепции могли возникнуть только на основе конкретного анализа движущих сил развития общества, материально-технических и социальных источников этого развития. Поэтому общей чертой различных направлений философии второй половины XIX – XX в. был поиск внерациональных источников самого разума, несмотря на существенные отличия друг от друга этих направлений.
2. Важнейшие направления неклассической философии
В философской мысли второй половины XIX века сложились несколько направлений. Ряд мыслителей (так называемые вульгарные материалисты Фогт, Бюхнер, Молешотт, а также Гербарт Больцано и др.), вследствие краха притязаний представителей немецкой классической философии на построение метафизики нового типа (по выражению Н.А. Бердяева «метафизики субъекта»), возвращаются к старым типам докантовской метафизики («метафизики объекта»). Другие пытаются совместить метафизические притязания собственных философских концепций с результатами научных исследований второй половины XIX века (так называемые эмпирические метафизики и большая часть неокантианцев). лишь представители третьего направления сумели выдвинуть идеи, необходимые для нового этапа (или новой парадигмы) развития социального знания. Одни из них отказываются от рационализма немецкой классической философии (философия жизни в лице А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, религиозная философия С. Кьеркегора), а другие – от ее метафизических притязаний (классики марксизма и позитивизма). Несмотря на принципиальные философские разногласия между позитивизмом, марксизмом, философией жизни (а позже к ним присоединяется классический фрейдизм и прагматизм), их объединяет общая критическая направленность по отношению к классическим образцам рационалистической метафизики, которая была характерна и для представителей априористической метафизики послекантовской немецкой философии первой половины XIX в., и для представителей эмпирической метафизики второй половины XIX – начала XX в. Так, марксизм усматривает источник развития разума в материально-экономической сфере общества; философия жизни видит основу бытия не в разуме, а в воле; ранний позитивизм стремится ограничить притязания разума достижениями опытного позитивного научного знания; ранний прагматизм превращает разум в орудие практической деятельности человека; психоаналитическая концепция 3. Фрейда показывает, насколько разум и кажущееся всецело рациональным поведение людей зависит и определяется некими подсознательными психологическими импульсами. Именно поэтому названные философские направления не претендуют на подведение итогов всего прежнего развития духовной жизни европейского общества и создание некой законченной метафизической системы, раз и навсегда разрешающей с помощью Разума величайшие вопросы человеческой жизни и истории; они стремятся вновь поднять эти вопросы и направить интеллектуальные силы общества на их разрешение. Это и позволяет объединить данные направления философии одним термином – неклассическая философия. В рамках неклассической философии окончательно сложились характерные особенности новой культуро-исторической парадигмы социального знания, доминирующей в социальной мысли до середины XX в. Эти особен¬ности раскрывает в своей работе «Слова и вещи» М. Фуко.
3. Специфика классического и неклассического типов философствования
Под неклассической философией принято понимать совокупность разрозненных философских течений, возникших в Западной Европе в ХIХ в. за пределами немецкой классической философии.
Термин «неклассическая философия» выражает тип философствования, сформировавшийся в философии второй половины ХIХ-ХХ вв., в рамках которого мыслители пытались «преодолеть» рационалистические установки классики. Неклассический этап в развитии философской мысли является сложным явлением, включающим в себя противоречивые по своей сути, а иногда и несовместимые течения. Тем не менее, ему присуща некоторая общая стилистика и культура философствования, принципиально отличающаяся от классики. Классическому типу философствования присуще следующее:
1. Классическая философия основывается на рациональном познании, безграничной вере в науку, в прогресс, в способность индивидуального и внеиндивидуального разума, в возможность переустройства мира на началах разума. В рамках классической философии высшей абсолютной ценностью является разум, который выступает познавательной способностью, обладающей сверхопытной сущностью, или он не выводим из опыта и не сводим к нему; а также средством объяснения мира и человека через установление причинно-следственных связей; средством переустройства и совершенствования мира и человека, и, кроме этого, неисчерпаемым независимым потенциалом творчества. С точки зрения классического типа философствования, между знанием, выступающим в логической форме, и окружающим миром имеется согласованность, так как миру присущ внутренний порядок, и участь мыслителя заключается лишь в том, чтобы найти принцип согласования как универсальный метод познания.
2. Классический рационализм описывает объективный мир в терминах деятельного мировосприятия, деятельности. При этом деятельность понимается через сознание, то есть происходит отождествление деятельности и сознания. Для классической философии характерна установка на поиск сверхчувственных принципов и предельных оснований бытия, существования всеобщего, сущности мира и человека, универсальных принципов человеческой истории, всеобщих методов познания. Классическим философским системам присуща претензия на целостность, завершенность.
1. Практикум по философии: Социальная философия.- Мн.,2007. С.450
2. История философии. XX век/ Фредерик Коплстон.–М.: Центрполиграф, 2002. – 267 с.
3. Философия: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа»/Министерство образования и науки Российской Федерации, Российский государственный социальный университет. – Москва: Издательство РГСУ, 2012. – 462 с. – (Специальное образование XXI века)