17. Бытие и время. Динамическая организация бытия. Развитие как атрибут бытия. Принцип глобального эволюционизма
22. Природа как среда обитания человека. Естественная и искусственная среда обитания. Понятие биосферы и ноосферы
45. Общественная рациональность и коммуникативное действие в теории Ю. Хабермаса
Список использованных источников
17. Бытие и время. Динамическая организация бытия. Развитие как атрибут бытия. Принцип глобального эволюционизма
Бытие – такая категория, которую в силу ее универсальности сложно определить, а тем более – определить точно, однозначно. В то же время определение бытия в значительной степени тождественно поиску основ, сущности всего того, что нас окружает, смысла существования мира и самого человека. Поэтому осмысление содержания данной категории так же сложно, как и важно, так как результаты этого осмысления – основа формирования вообще представлений о мире и в частности научного знания, необходимое условие повседневной практики человека. Процесс понимания бытия во многом равносилен процессу освоения окружающей действительности и самопознания, смысла существования природы, человека и общества. Поэтому качество представлений о бытии характеризует уровень культуры, философской зрелости того или иного общества, человечества в целом.
Время – это фундаментальное свойство бытия, выраженное в форме движения, изменения и развития сущего из прошлого, через настоящее в будущее [4, с. 43].
Динамическая организация бытия состоит в том, что любое конкретное явление объективно подвержено непрерывным изменениям (это в равной мере относится к материальным и духовным сущим). Специфика этой динамики воспроизводится в онтологии прежде всего с помощью категорий движения, развития и покоя.
Историко-философская реконструкция понятия движения. На протяжении всей истории философской мысли разрабатывалось учение о движении. Что такое движение, каковы его источники, формы, направленность? Как передать движение в понятиях? Эти вопросы относятся к разряду важных философских проблем. На первоначальных этапах развития философской мысли движение понималось как возникновение одного и уничтожение другого.
22. Природа как среда обитания человека. Естественная и искусственная среда обитания. Понятие биосферы и ноосферы
Философию эта проблема интересует во многих отношениях. Прежде всего, только отличая себя от природы, человек может понять свое своеобразие. Бердяев писал: «Дух есть свобода, а не природа». Человек видит себя и общество как порождение и продолжение природы. Особенно это важно сегодня в связи с экологическими проблемами. Они возникли в результате того, что человек долгое время противопоставлял себя природе. Большую роль сыграло то, что человек – деятельностное существо. Ему характерна особая – трудовая деятельность, т.е. деятельность с изготовлением и использованием орудий труда. Орудия труда развивались в такое явление как техника. Теперь между человеком и природой стоит и сама техника, и результаты технической деятельности (то, что называют цивилизацией в узком смысле). Вернадский говорил о преобразовании биосферы в ноосферу. Но пока что вместо ноосферы мы создали техносферу. В итоге происходит то, что предсказывал русский философ Бердяев: теперь техника подчиняет себе человека, заставляет работать на себя, обслуживать себя, пытаясь подчинить себе и природу.
В массовом сознании, в утопиях и антиутопиях природа представлялась то как источник добра, красоты, то как средоточие зла. Природа в широком смысле слова порой отождествляется с понятием Вселенной, даже с понятием всего материального мира. В этом случае природа играет большую роль при решении онтологических и гносеологических проблем. Природа в узком смысле слова это та часть природы, с которой человек вступает в непосредственное взаимодействие и которая является естественным условием человеческой жизни [8, с. 66].
45. Общественная рациональность и коммуникативное действие в теории Ю. Хабермаса
Современное информационное общество – историческая фаза возможного эволюционного развития цивилизации, в которой информация и знания умножаются в едином информационном пространстве; главными продуктами производства современного общества становятся информация и знание. Глобальное информационное пространство – примат информационных технологий над традиционными формами формирования личностных ценностей, размывание жестких стандартов самовыражения личности, смена комплекса ценностных ориентаций, обусловленная формированием общества потребления и т.д. как никогда ранее способствует актуализации данной проблематики. Информационное пространство является не только одним из факторов развития общества, но и предполагает всестороннее освоение новшеств в различных областях практики при сохранении динамического единства старого, современного и нового. Принцип современной, постнеклассической, науки: «Ищу истину только для блага людей» [7, с. 321]. Изобилие информации самого различного содержания, в том числе нравственного, обрекает людей на невозможность эту информацию не только отрефлексировать, но даже усвоить. Современному человеку становится сложнее разобраться в происходящем: из-за переизбытка самой противоречивой информации; из-за манипулятивных воздействий в идеологических, политических, экономических и других целях.
1. Гагинский, А.М. Бытие и единое у Платона // Платоновские исследования. Вып. 1 / Ред.: И.А. Протопопова, О.В. Алиева, А.В. Гараджа. –М.: РГГУ; РХГА, 2014. – С. 89-107
2. Доброхотов, А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. – 248 с.
3. Лещев, С.В. Интерсубъективность и коммуникативное действие (Неокантианство и постмодернизм прагматики Ю. Хабермаса) / С.В. Лещев // Вопросы философии. – 2013. – № 3. – С.165-176.
4. Родина, Е.Н. Информационное общество в рамках синергетической парадигмы / Е.Н. Родина, Н.М. Сюсина // Гуманитарные науки и образование. – 2013. – №2(14). –С.64-68.
5. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / пер. с нем.; под ред. Д.В. Скляднева. – СПб., 2000. – 380 с.
6. Хайдеггер, М. Бытие и время / Пер. с нем. В.В. Бибихина. – М.: Ad marginem, 2007. – 452 с.
7. Хайдеггер, М. Основные понятия метафизики: Мир – конечность – одиночество / Пер. с нем. В.В. Бибихин, А.В. Ахутин, А.П. Шурбелев. –СПб.: Владимир Даль, 2013. – 592 с.
8. Чекушкина, Е.Н. Анализ особенностей интерпретации феномена обмана и лжи в гуманитарном знании / Е.Н. Чекушкина // Гуманитарные науки и образование. – 2011. – № 4(8). –С.72-77
9. Чубукова, Е.И. Коммуникативно-прагматическая концепция истины в философии языка Ю. Хабермаса / Е.И. Чубукова // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. Вып. 12. – СПб., 2001. – C. 255-258.