Вопрос №1
Вопрос №2
Вопрос №3
Список использованной литературы
Вопрос №1 Методология как наука о принципах, формах и способах научного познания.
Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования – его объекта, предмета, задач исследования, совокупности исследовательских методов, средств и способов, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения научной задачи.
Методология науки стремится упорядочить, систематизировать методы, установить пригодность их применения в различных областях. Методология науки исследует познавательные процессы, происходящие в науке, формы и методы научного познания. Методология как общая теория метода формировалась в связи с необходимостью обобщения и разработки тех методов, которые возникли в философии и науке.
Содержание первого, высшего философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания.
Второй уровень – общенаучная методология –представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин.
Третий уровень – конкретно-научная методология, т. е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Методология конкретной науки включает как проблемы, специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, например, проблемы системного подхода или моделирование в педагогических исследованиях. Четвертый уровень –технологическая методология – составляют методика и техника исследования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер. Методологические принципы научного исследования.
А) Прежде всего следует отметить общефилософские принципы, общие для всех наук. Речь идет о наиболее общих — так называемых всеобщих — принципах, законах и категориях. Важную методологическую роль в научном исследовании играют категории диалектики — сущность и явление; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность; содержание и форма; единичное, особенное и общее и др. Законы диалектики представляют собой логичное выражение существенного в развитии. Закон единства и борьбы противоположностей/ Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей.
Вопрос №2 Сущность основных взглядов и школ права.
Право, как и государство, является продуктом общественного развития. Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений. Обычаи, моральные и религиозные нормы первобытного общества отходят на второй план, уступая место правовому регулированию общественных отношений. Взгляды на право, его происхождение, место и роль в системе нормативного регулирования менялись по мере развития самого общества, зрелости научной правовой мысли, всевозможных объективных и субъективных факторов.
Несмотря на противоречивость и различие научных представлений о праве, все эти учения имеют ряд общих положений:
– право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;
– право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а не отдельным его классам или социальным группам, учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества;
– право частной собственности является основой всех прав человека;
– право есть мера поведения, установленная и охраняемая государством.
Представления о праве классифицируются по определенным научным направлениям, школам. Среди них можно выделить следующие:
1. Теория естественного права. Как научное течение эта теория имеет длительную историю. Ее основные положения формировались еще в древности. Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом. Последнее основывается именно на требованиях естественного права (права на жизнь, свободное развитие, труд, участие в дедах общества и государства). Понятие естественного права включает в себя представления о прирожденных и неотъемлемых правах человека и гражданина, которые являются обязательными для каждого государства.
2. Историческая школа права возникла как определенная реакция на доктрину естественного права в целях защиты уже познанных и апробированных закономерностей общественной и государственной жизни, сложившихся в условиях средневековья (феодализма). Представители исторической школы рассматривали право, как выражение духа народа, складывающегося, подобно языку, постепенно, в ходе исторического процесса, независимо от субъективных воззрений законодательной власти государства. Законодатель правомерен фиксировать лишь то, что уже сложилось как право. Гуго, например, считал и доказывал, что право создается не только государством, но и самостоятельным развитием в виде норм, добровольно принимаемых народом, подобно тому, как язык не возник из договора и не дан готовым от бога, а развивается сам собою.
Вопрос №3 Становление теории правового государства.
Теория правового государства занимает важное место в гуманитарной мысли, поскольку она предполагает существование такого государственного союза, в котором взаимодействие личности и государства основывается исключительно на праве, законе. Для правового государства характерно признание, соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина, невмешательство государства в реализацию свободы личности до тех пор, пока она не нарушает свободы других людей.
Идеи правового государства всегда строились на поиске взаимосвязи между государством и правом, представлении о праве как о высшей ценности. Они берут свое начало с периода античности и связаны с именами Платона, Аристотеля, Полибия и др. Большой вклад в развитие идеи правового государства внес Цицерон, доказавший, что право является неотъемлемым признаком государства. В его понимании государство – это "соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов".
В процессе становления и развития идей правового государства были сформулированы и обоснованы принципы, при наличии которых государство признается правовым.
1. В правовом государстве человек, его права и свободы являются основной ценностью. Еще знаменитый софист Протагор (481–411 гг. до н.э.) сформулировал очень важную идею, которая актуальна и до сих пор: "Человек – мера всех вещей". В настоящее время государства, признающие себя правовыми, закрепляют данное положение на конституционном уровне, а также права и свободы человека и гражданина.
2. Реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Недостаточно продекларировать и закрепить в законе права и свободы личности. Необходимым и очень важным является создание условий, механизмов для их фактической реализации. Это предполагает, с одной стороны, возможность свободного развития личности, эффективную социальную и экономическую политику государства, развитое гражданское общество, а с другой – правовую безопасность личности, ее жизни и здоровья, в том числе от государства и его должностных лиц, что достигается путем создания системы юридических гарантий прав личности.
1. Вишневский, А. Ф. Общая теория государства и права: курс лекций / А. Ф. Вишневский. – Минск: Тесей, 2012. – 369 с.
2. Дробязко, С. Г. Общая теория права: учебное пособие / С. Г. Дробязко, В. С. Козлов. – Минск: Амалфея, 2013. – 496 с.
3. Дробязко, С. Г. Общая теория права: учебное пособие / С. Г. Дробязко, В. С. Козлов. – 4-с. Изл. Исправленное и дополненное. –Минск: Амалфея, 2010. – 500 с.
4. Общая теория права: пособие / В. А. Абрамович; под общ. Редакцией С. Г. Дробязко, С. А. Калинина. – Минск: БГУ; издательство «Четыре четверти», 2017. – 416 с.
5. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004г.). - Минск: Амалфея, 2005. - 48 с.