1 Дайте характеристику мировоззрения
24 Объясните функции культуры в обществе
49 Раскройте сущность социального прогресса в развитии общества
Список использованных источников
1 Дайте характеристику мировоззрения
Одна из принципиальных характеристик целостного мировоззрения – его систематичность, внутренняя сцепленность и взаимосвязанность. Входящие в мировоззрение ценности спаянны, а ориентация на одну из них никогда не приводит к конфликту с другими ценностями. Если в одной системе взглядов механически сопоставлены такие, например, утверждения: "Будь милосерден" и "Убий!", то здесь нет мировоззрения, а есть два противоречивых представления. Образцами целостного мировоззрения можно считать философские системы Платона, Спинозы, Гегеля, христианскую теологию Дж. Дьюи, прагматизм, экзистенциализм, позитивизм О. Конта.
Целостное мировоззрение может включать, по крайней мере, пять характеристик. Первая – характеризуется теорией, которая объясняет природу реальности. Мировоззрение призвано давать толкование действительности в таких терминах, которые охватывали бы по возможности все известные факты. Метафизика представляет собой своего рода всеобщую интерпретирующую схему, и цель ее состоит в защите и обосновании определенной упорядоченности фактов. Между метафизикой и наукой существует органическая связь, однако они не тождественны. В той же мере ошибочно отождествлять пауку и мировоззрение.
24 Объясните функции культуры в обществе
Культура играет важную роль в жизни общества, которая состоит прежде всего в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта.
Эта роль культуры реализуется через ряд функций:
Образовательно-воспитательная функция. Можно сказать, что именно культура делает человека личностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т. е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью — приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессе воспитания и образования.
Интегративная и дезинтегративная функции культуры. На эти функции особое внимание обращал в своих исследованиях Э. Дюркгейм. Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создает у людей — членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Нo сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности.
49 Раскройте сущность социального прогресса в развитии общества
Рассматривая данный вопрос, необходимо подчеркнуть, что любое общество динамично. В истории общественной мысли идеи прогресса, круговорота и регресса зарождаются еще в древнем мире и затем повторяются в разных вариантах в последующих исторических периодах, вбирая в себя новый исторический материал, который оказывался столь богатым, что мог служить обоснованием любой концепции.
Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нем, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального производства и благосостояния людей, осуществляется и развивается человеческая личность.
Он не представляет собой прямолинейной дороги развития общества. Социальные изменения гораздо более сложны и противоречивы. Типы и темпы их различны: возможны застойные явления, попятное движение, топтание на месте, движение по кругу. Несколько веков совершенствования сменяются периодами упадка, и человечеству вновь приходится бороться за те принципы, которые, казалось, были уже прочно завоеваны.
В настоящее время существует не одна, а несколько конкурирующих концепций общественного прогресса, по-своему истолковывающих его природу. Здесь в основном противоборствуют идеи экономического, технологического и культурологического (в том числе и духовного) детерминизма.
Необходимо отметить, что в ходе общественного развития имеют место как прогрессивные, так и регрессивные события и процессы; как эволюционные преобразования, так и быстрые, революционные скачки; как бессознательно стихийные, так и сознательные акты человеческой деятельности; как случайные события, так и закономерные тенденции.
1. Антонович, Н.А. Основы политологии: учеб, пособие / Н.Л.Антонович, Н.П.Денисюк. - Минск, 2009.
2. Бабосов, Е.М. Общая социология: учеб, пособие / Е.М. Бабосов. - Минск, 2006.
3. Елсуков, А.Н. Основы социологии и политологии / А.Н. Данилов, А.Н. Елсуков. - Минск: РИПО, 2015
4. Лапин, Н.И. Общая социология: учеб, пособие / Н.И.Лапин. - М., 2006.
5. Основы социально-гуманитарных наук: учебно-методический комплекс / под общ. ред. Г.И.Бабко. - Минск, 2005.
6. Основы философии: учеб, пособие /Я. С. Яскевич, В.С. Вязовкин, Х.С. Гафаров. - Минск, 2009.
7. Политология: учебник / С.В.Решетников [и др.]. - Минск, 2010.
8. Яскевич, Я.С. Философия в вопросах и ответах / Я.С.Яскевич. - Минск, 2003.