Задание 1. Методы психологии как способы изучения психики и деятельности, их классификация.
Методы психологии – приемы и способы изучения психологической реальности. Правила выбора методов исследования зависят от предмета исследования и целей. Каждому отдельному методу присущим является определенный набор приемов и операций, необходимых для изучения конкретного явления.
Все методы психологии можно разделить на 2 больших блока:
1. Методы теоретической психологии
2. Методы практической психологии.
Общая психология занимается психологическими исследованиями общих закономерностей развития психики человека, особенностей поведения, факторов влияния на них.
Исходя из данного пастулата, мы можем выделить методы теоретической психологии:
1. Наблюдение – целенаправленное восприятие изучаемого объекта.
2. Эксперимент – непосредственное вмешательство в изучение определенного объекта при создании определенных условий изучения.
3. Самонаблюдение – непосредственное наблюдение за особенностями своего поведения и психики.
4. Психологическое тестирование – стандартизированный метод изучения психологических особенностей респондента.
Задание 2. Общение как вид деятельности: его функции и виды.
Общение представляет собой сложный и многоплановый процесс установления контактов между индивидами или группами лиц при помощи вербальных и невербальных средств.
Функции общения:
1. Информационно-коммуникативная – целью данной функции является обмен информацией между индивидами. Эффективность передачи информации определяется степенью понимания информации и ее усвоения.
Схема общения:
Коммуникатор – содержание сообщения – реципиент.
2. Побудительная – способствование активности субъектов общения к данному процессу.
3. Интегративная – объединение людей на основе общности информации.
4. Функция социализации – общение способствует оптимальному включению человека в общество.
5. Координационная – возможность согласования деятельности по решению проблем совместной деятельности.
6. Понимания– адекватное восприятие информации.
7. Интерактивная – направлена на регуляцию поведения людей при организации совместной деятельности.
8. Аффективно-коммуникативная – воздействие на эмоциональную сферу человека [6, с. 112].
Задание 3. Виды воображения. Основные функции.
Воображение – психический процесс, в основе которого лежит создание новых образов на основе ранее принятых. Т.е. воображение представляет собой формирование новых связей и отношений на основе ранее принятых образов и ситуаций [3, с. 65].
Виды воображения:
1. по степени выраженности активности
– активное: человек вызывает определенные образы при помощи усилия воли;
– творческое активное: создание образов, которые реализуются в определенных продуктах деятельности;
– воссоздающее активное: создание определенных образов по описанию;
– пассивное воображение: спонтанное возникновение образов, без участия воли и желания человека.
Задание 4. Психологические особенности личности в раннем юношеском возрасте.
Хронологические рамки раннего юношеского возраста попадают на 14-17 лет, примерно старшие классы общеобразовательной школы.
Доминирующая черта ценностно-смысловой коммуникации в молодежной среде: обсуждение личных дел, отношений людей, их прошлого, планов на будущее, отношений между мальчиками и девочками, отношений с друзьями, учителями, родителями, их собственного развития [4, с. 111].
Специфика общения со взрослыми: растущая демократизация межпоколенческих отношений, решение проблемы самостоятельности взрослых детей – поведенческая (потребность и право молодого человека самостоятельно решать свои проблемы), эмоциональная (потребность и право иметь собственную привязанность), моральная и ценностная автономия (потребность и право на собственные взгляды); решение проблемы авторитета родителей; период обострения взаимопонимания в отношениях с родителями; неуверенность в себе; период, в течение которого происходит интенсивность общения.
В этом возрасте возрастает необходимость общения со сверстниками, увеличивается время общения, расширяется круг общения (в школе, в семье, по соседству, в разных географических, социальных и виртуальных пространствах); углубляется и индивидуализация общения, развивается способность устанавливать более избирательные, тесные и глубокие дружеские отношения.
Задание 5. Малая группа. Классификация, возникновение. Этапы развития.
Малая группа – небольшое объединение людей, общим количеством не более 8-12 человек, которые объединены между собой непосредственным взаимодействием.
Виды малых групп:
1. Формальные – группы, наличие которых определяется формальными предписаниями и договоренностями.
2. Неформальные группы: группы, созданные на основе внутренней потребности в общении.
– по времени существования
1. Временные – созданные на какое-то определенное время.
2. Стабильные – группы, существование которых не ограничено временем [7, с. 115].
Б. Такмен выделяет двухфакторную модель развития малой группы. Согласно данной модели, процесс формирования малой группы состоит из двух сфер: деловой и межличностной.
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология: учебное пособие / Г.С. Абрамова. – М.: Прометей, 2018. – 538с.
2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 2008. – 128с.
3. Иванников, В.А. Основы психологии. / В.А. Иванников. – СПб.: Питер, 2010. – 225с.
4. Карабанова, О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. / О.А. Карабанова. – М.: Академия, 2005. – 229с.
5. Маралов, В. Г. Психология саморазвития: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. Г. Маралов, Н. А. Низовских, М. А. Щукина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 320 с.
6. Леонов, Н. И. Психология общения: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. И. Леонов. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 193 с.
7. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии. /А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2002. – 358с.
8. Носкова О.Г. Психология. / О.Г. Носкова. – М.: Форум, 2008. – с. 25-55
9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2011. – 321с.