4. Объекты, субъекты административно-правовых отношений
43. Охрана труда
Задача 12
Список использованных источников
4. Объекты, субъекты административно-правовых отношений.
Субъектами административно-правовых отношений также являются и субъектами административного права.
Так, Т.В. Телятицкая отмечает, что «Субъекты административного права – это обладатели прав и обязанностей, которыми они наделены с целью реализации полномочий, возложенных на них административным правом» [6, с. 54].
Т.Л. Янулевич, Ю.С. Мамонтова устанавливают, что «Под субъектами административных правоотношений необходимо понимать участников управленческих отношений, которых нормативно — правовые акты наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения» [8, с. 84].
Следовательно, субъектами административно-правовых отношений являются физическое или юридическое лицо, которое наделено правами и обязанностями с целью участия в административно-правовых отношениях.
Л.М. Рябцев устанавливает, что «объекты административно-правовых отношений – то, по поводу чего возникло, изменилось, было прекращено административно-правовое отношение (поведение субъекта, его воля и волеизъявление, совершаемые им действия). Без совершения определенных действий административно-правовое отношение не может быть реализовано» [5, с. 48].
43. Охрана труда.
Абзац 1 статьи 221 Трудового кодекса Республики Беларусь раскрывает понятие «охрана труда»: «Охрана труда – система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-противоэпидемические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства» [1].
И.В. Гущин отмечает, что «Охрана труда как правовой институт представляет собой совокупность норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников.
Следует помнить, что институт охраны труда в отрасли трудового права включает в себя:
- правила и нормы по охране и безопасности труда (межотраслевые и отраслевые);
- санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы;
- государственные стандарты системы безопасности труда (ССБТ);
- строительные нормы и правила;
- специальные нормы и правила по охране труда женщин, подростков и лиц с пониженной трудоспособностью;
- нормы, регулирующие деятельность органов государственного надзора и общественного контроля в области охраны труда работающих;
- положения и инструкции.
Задача 12
Привалова работала в организации по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок. Наниматель предложил заключить с ней контракт, ссылаясь на положения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. №29. Привалова отказалась от заключения контракта.
Вправе ли наниматель обязать работника, работающего по трудовому договору на неопределенный срок, заключить контракт?
Каковы права нанимателя в случае отказа работника от заключения контракта?
Решение
Согласно абзаца 1 пункта 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» «Предоставить нанимателям право заключать с работниками контракты на срок не менее одного года».
На основании абзаца 4 пункта 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» «При отказе работника заключить контракт трудовой договор прекращается по причине отказа работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда».
1. Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 26 июля 1999 г., № 296-З: Принят Палатой представителей 8 июня 1999г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07.2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019
2. О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины [Электронный ресурс]: Декрет Президента Респ. Беларусь от 26 июл. 1999г. №29: в ред. Декрета Президента Респ. Беларусь от 18.01.2019 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019
3. Гущин, И.В. Трудовое право Республики Беларусь: учеб. -метод. комплекс / И.В. Гущин, Л.Я. Абрамчик, А.Г. Авдей; Под ред. И.В.Гущина. – Гродно: ГрГУ, 2004. – 333 с.
4. Мищенко, М.С. Трудовое право: учеб. -метод. комплекс / М.С. Мищенко. – Минск: УО «МИУ», 2017. – 256 с.
5. Рябцев, Л.М. Административное право: курс лекций / Л.М. Рябцев, Т.В. Телятицкая, А.Н. Шкляревский – под ред. Л.М. Рябцева. – Минск: БГЭУ, 2006. – 548 с.
6. Телятицкая, Т.В. Административное право: отв. на экзаменац. вопр. / Т. В. Телятицкая. – Минск: ТетраСистемс, 2012. – 224 с.
7. Челноков, А. А. Охрана труда: учеб. пособие для студентов технологических специальностей / А. А. Челноков. –Минск: БГТУ, 2006. – 294 с.
8. Янулевич, Т.Л. Основы права (в том числе «Права человека»): учеб. -метод. комплекс / Т.Л. Янулевич, Ю.С. Мамонтова. – Минск: Изд-во МИУ, 2013. – 396 с.