ВОПРОС №1
ВОПРОС №2
ЗАДАЧА №1
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВОПРОС №1
Понятие административного правонарушения (административного проступка) и его признаки.
Понятие административного правонарушения сформулировано в ст. 2.1 КоАП Республики Беларусь. Административным правонарушением признается противоправное, виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными Кодексом, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.
Анализ этой нормы позволяет выявить общие признаки, присущие всем административным правонарушениям, отличающие последние от правомерного поведения, а также от иных правонарушений (преступлений, дисциплинарных проступков и др.).
К числу таких признаков следует отнести: 1) общественную опасность; 2) административную противоправность; 3) административную наказуемость и виновность.
Сущностным признаком, присущим административному правонарушению, является его общественная опасность. Как административное правонарушение поведение человека может быть оценено тогда, когда оно представляло угрозу охраняемым общественным отношениям. Термин «общественная опасность» не включен в определение административного проступка, содержащееся в ст. 2.1 КоАП. Однако в этой норме говорится о том, что деяние, признаваемое административным правонарушением, посягает на государственный или общественный порядок.
Степень общественной опасности административного проступка не является абстрактной категорией. Она определяется на основании учета многочисленных конкретных обстоятельств, в частности:
• особенность объекта правонарушения;
• личность правонарушителя;
• повторность;
• злостность противоправного посягательства;
• наличие тяжких последствий;
• характер вины.
ВОПРОС №2
Субъекты международного гуманитарного права.
Кому же адресованы предписания международного гуманитарного права? Кто является субъектами (носителями прав и обязанностей) этой отрасли международного права? Отвечая на эти вопросы, необходимо подчеркнуть, что основными субъектами права, применяемого в период вооруженных конфликтов, являются государства. Война, вооруженные конфликты, явления социальные, они являются продолжением политики насильственными методами; в них, как правило, противостоят друг другу государства, ведущие между собой вооруженную борьбу. Именно государства формулируют принципы и нормы, составляющие правила ведения войны, и несут ответственность за обеспечение их соблюдения.
Так, в Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. зафиксировано, что «Договаривающиеся Державы дадут своим сухопутным войскам наказ, согласный с приложенным к настоящей конвенции Положением о законах и обычаях сухопутной войны» (ст. I). В ст. 1 Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях от 12 августа 1949 года закреплено, что «Высокие Договаривающиеся Стороны (а ими, как известно, являются государства) обязуются при любых обстоятельствах соблюдать и заставлять соблюдать настоящую конвенцию».
Государства могут выступать также в роли специального субъекта международного гуманитарного права — державы-покровительницы, на которую возлагается обязанность охраны интересов воюющих сторон и осуществления международного контроля за соблюдением ими правил ведения войны. На это, в частности, указывается в Женевской конвенции об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море. В ст. 8 отмечается, что названная конвенция «будет применяться при содействии и под контролем Держав-покровительниц, на которых возложена охрана интересов сторон, находящихся в конфликте». При этом «представители или делегаты Держав-покровительниц ни в коем случае не должны выходить за рамки своей миссии, которая определена настоящей конвенцией. Они должны, в частности, принимать во внимание настоятельные нужды безопасности государства, при котором они выполняют свои функции».
Самостоятельным субъектом международного гуманитарного права являются также нации и народы, ставшие воюющими сторонами в ходе вооруженной борьбы за национальное и социальное освобождение. Это вытекает из общепризнанных принципов и норм общего международного права и находит свое дальнейшее развитие в Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 г. Так, в Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 г. отмечается, что «если одна из находящихся в конфликте Держав не является участницей настоящей Конвенции, участвующие в ней Державы останутся тем не менее связанными ею в своих взаимоотношениях.
ЗАДАЧА №1
Горов обратился в суд с заявлением о взыскании заработной платы. Судья отказал в приеме заявления, указав в определении, что истцом не соблюден предварительный внесудебный порядок разрешения данного спора в КТС. Горов не согласился с таким решением суда и в частной жалобе указал, что в организации, где он работает, КТС не создана, кроме того, он не является членом профсоюза и вправе по своему выбору обратиться в КТС или суд.
Какое решение примет суд кассационной инстанции?
Какие трудовые споры рассматриваются непосредственно судом?
Решение:
В соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее — ТК) все трудовые споры, возникающие между работниками и нанимателями, можно разделить на индивидуальные и коллективные. Порядку разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров в ТК посвящены отдельные главы.
Индивидуальные трудовые споры согласно ст. 233 ТК рассматриваются:
— комиссией по трудовым спорам (далее — комиссия; КТС);
— судами.
Если в организации создана КТС, то такая комиссия является обязательным первичным органом по рассмотрению трудового спора для работника организации, состоящего в соответствующем профсоюзе. Результатом нарушения истцом — членом профсоюза обязательного внесудебного порядка разрешения спора в КТС станет отказ судьи в возбуждении дела на основании п. 2 ст. 246 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ГПК), так как истцом не соблюден установленный порядок предварительного внесудебного разрешения дела. На это указано и в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» (далее — постановление № 2). А вот работник, не состоящий в профсоюзе, имеет право по своему выбору обратиться в КТС либо непосредственно в суд.
Статья 236 ТК устанавливает, что КТС рассматривает споры, связанные с применением законодательства о труде, коллективных договоров, соглашений и иных локальных нормативных правовых актов, трудовых договоров, в том числе споры:
— об установленных расценках и нормах труда, а также условиях их выполнения;
— о переводе на другую работу и перемещении;
— об оплате труда, в том числе при невыполнении норм труда, простое и браке, совмещении профессий (должностей) и заместительстве, за работу в сверхурочное и ночное время.
1. Трудовой кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 26 июля 1999 г., № 296-З: в ред. от 30.12.2010 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ 2012 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.
2. Важенкова, Т.Н. Трудовое право: учеб. пособие / Т.Н. Важенкова. – Минск: Амалфея, 2008. – 432 с.
3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Респ. Беларусь, 21 апр. 2003 г., № 194-З (в ред. Закона от 28.12.2009 г. № 98-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – № 63. – 2/946.
4. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
5. Шумилов, В. М. Международное право: учебник / В. М. Шумилов. – М.: Велби, 2010. – 488 с.
6. Лукашук, И. И. Международное право. Особенная часть: учебник / И. И. Лукашук. – 3-е изд. – М.: Волтерс Клувер, 2008. – 544 с.