Текст вопроса
Считается, что первый велосипед был изготовлен в России. Его создал мастер Ефим Артамонов и назвал самокатом. Совершенствованием самоката занялись многие мастера своего дела из Германии, Англии и Франции. Они постоянно думали над тем, как можно было бы сделать его более удобным и позволяющим развивать высокую скорость. В результате дизайн велосипеда постоянно менялся.
Сначала велосипед был достаточно низким, что позволяло его пользователям спокойно доставать ногами землю. Затем велосипед стал достаточно высоким с большим передним и маленьким задним колесом. Такой велосипед получил название «паук».
Впоследствии вместо данной модели велосипеда стали изготавливать более низкие велосипеды. Более похожие на выпускаемые в наше время модели велосипеда были созданы в 1893 году в Англии. Они стали достаточно безопасными и получили широкое распространение во всех странах.
Теперь велосипед есть практически у каждого. Они бывают и маленькими трехколесными, и большими двухколесными, и даже четырехколесными. Есть также и велосипед-тандем, на котором сразу могут ехать два человека. Наличие такого разнообразия велосипедов предполагает их неоднозначное позиционирование.
Каким образом можно позиционировать велосипеды на отдельных рынках их пользователей? Как можно было бы позиционировать товары (услуги) организации, в которой Вы работаете, на внешних рынках?
Ответ
Прежде чем решить вопрос о позиционировании велосипедов, его производителю следует определить позиции аналогичных товаров конкурентов, а также выяснить положение фирм, изготовляющих данные товары.
При этом можно воспользоваться одним из следующих трех возможных подходов к позиционированию: аналогичное, конкурентное и уникальное позиционирование.
При аналогичном позиционировании место товара определяется по аналогии с тем, как это сделано для соответствующего вида товара одного из конкурентов. Иными словами, в сознании целевой аудитории создается образ товара с аналогичным набором свойств и преимуществ, присущих товару выбранного конкурента.
При конкурентном позиционировании товара фирма выделяет наиболее выигрышные свойства или характеристики товара и начинает выполнять необходимые мероприятия по завоеванию соответствующих позиций на рынке.
Уникальное позиционирование товара предусматривает создание товара, не имеющего аналогов на внешних рынках, в целях завоевания определенных позиций в условиях отсутствия конкуренции.
Чтобы обеспечить обоснованное позиционирование товара, необходимо выполнить, по крайней мере, четыре условия: •
идея позиционирования должна быть четко выражена для каждого целевого рынка благодаря хорошо понятным и запоминающимся потребителю потребительским преимуществам товара; •
декларируемые преимущества должны быть правдоподобными для потенциальных потребителей; •
присущие товару характеристики должны отличаться от аналогичных характеристик товаров конкурентов и представлять соответствующую потребительскую ценность для покупателей и потребителей; •
существующие преимущества товара должны целенаправленно и последовательно формироваться в сознании потребителей.
Текст вопроса
Многие считают, что оливки и маслины - плоды разных деревьев. На самом деле это не так. Просто зеленые плоды (оливки) собирают чуть раньше, чем более зрелые черные (маслины).
Вообще, олива есть Библейское дерево. Оно является символом возрождения, возвращения и воскресения. Можно вспомнить, как голубь, отпущенный Ноем в поисках суши, принес ветвь оливкового дерева как знак окончания Великого потопа и временного примирения небес с грешной землей.
На землях, которые довольно часто завоевывали греки, всегда высаживались и со временем вырастали оливковые рощи. С тех времен олива считается священным деревом, а оливковая ветвь- символом мира и спокойствия, радости и жизни.
В Греции считается, что олива является прародителем всех деревьев. Отсюда она распространилась по всему Средиземноморью. Финикийские купцы привезли оливы в Испанию. К дальнейшему распространению оливы подключились испанские конкистадоры.
Капитанам судов, отправляющихся в Латинскую Америку, в приказном порядке предписывалось брать на борт саженцы. В результате олива оказалась в Атлантике и появилась в Мексике, Перу, Чили и Аргентине. Основными экспортерами оливок и оливкового масла стали Испания, Италия, Турция, Тунис.
Каким образом, по Вашему мнению, можно позиционировать на целевых рынках оливки и маслины? Как целесообразно было бы позиционировать товары (услуги) организации, в которой Вы работаете?
Ответ
Главным импортером оливок и маслин стала Испания. Там сосредоточено 42% европейского производства. Твердые позиции на рынке заняло греческое масло, которое фасуется и выпускается в Греции для российского производителя. Такой выбор вполне оправдан.
Во-первых, греческое масло считается одним из самых лучших в мире.
Во-вторых, качество продукции жестко регулируется законодательством страны. Так, в Греции запрещено смешивать элитарные виды масла с дешевыми.
В-третьих, в греческом масле низкий уровень кислотности, что еще раз доказывает его качество. На рынке оливок лидером также стала Испания. Ей принадлежит 96% мирового экспорта.
Оказывается, популярность оливок растет просто на глазах. Только в крупном городе 40% семей покупают оливки как минимум раз в три месяца, в маленьких городах – 27%. Особенно понравились потребителям фаршированные оливки. Расход оливкового масла составляет 120-130 граммов в год на человека. Эти цифры уже говорят о росте рынка оливок.
Для его успешного развития необходимо применить ряд целенаправленных действий. Большинство покупателей мало знают об оливках и их полезных качествах. Многие не могут отличить оливки от маслин, хотя это плоды одного дерева. Одна из проблем отечественного рынка оливок и оливкового масла – неправильное позиционирование. Эти продукты долгое время считались элитными, порой просто недоступными для обычного покупателя. Сейчас делается упор на полезные качества оливок и оливкового масла. Третья причина неразвитости оливкового рынка – высокая цена в магазинах. Это связано с высокими пошлинами и выпуском масла в стеклянной таре, что также влияет на стоимость.
Устранение этих факторов приведет к более быстрому подъему и развитию рынка оливок и оливкового масла в стране.
Текст вопроса
Сохранившиеся письменные источники свидетельствуют, что пиво появилось ещё в каменном веке. За 7 тысяч лет до н.э. его изготовляли в Древнем Вавилоне. А уже за 2 тысячи лет до н.э. в Египте была разработана специальная технология приготовления пива.
Пиво готовят из проросшего ячменя (солода), хмеля и воды. Хмель придаёт пиву приятный горьковатый вкус и особый аромат, способствует пенообразованию. Он обладает антибактериальным действием. Благодаря этому, а также наличию в пиве различных полезных элементов и витаминов пиво в определённой мере является целебным продуктом.
Правда, во многих сортах пива имеется алкоголь, что оказывает порой негативное влияние на здоровье больших любителей именно такого напитка.
Чтобы избежать подобных негативных воздействий на организм человека, многие пивоваренные заводы наладили производство безалкогольного пива. Безалкогольное пиво можно пить всем и в любых условиях – за рулём и на работе.
На его потребление не существует религиозных запретов ни в одной конфессии. Оно хорошо утоляет жажду, обладает целебными свойствами, а по вкусовым качествам соответствует живому свежему пиву, без консервантов и добавок.
Как, по Вашему мнению, можно сегментировать рынок потребителей безалкогольного пива и как можно его позиционировать? Как можно было бы сегментировать рынок потребителей товаров (услуг) организации, в которой Вы работаете?
Ответ
В основе сегментации лежит попытка понять покупательское поведение и покупательские привычки потребителей, изучить их социально-демографическую структуру.
По результатам анкетирования получены следующие результаты, которые могут быть использованы российскими производителями пива при разработке стратегий и программ маркетинговой деятельности.
Алкогольные пристрастия являются одним из показателей социальной дифференциации населения. В то же время для каждой разновидности напитков сложился свой круг любителей и соответствующая культура потребления. Структура потребления россиянами алкоголя неоднородна. У различных групп населения сформировались свои предпочтения в этой области.
По исследованиям ФОМ от 21.02.2019 выяснилось, что употребление алкогольных напитков в значительной степени зависит от возраста. Молодые россияне (от 18 до 35 лет), как правило, отдают предпочтение слабоалкогольным напиткам - пиву и вину, но при этом пьют немного чаще, чем люди среднего возраста (36 - 50 лет). Водка стоит у них только на третьем месте. Представители средней и особенно старшей (за 50 лет) возрастных групп предпочитают водку.
Согласно статистическим данным, сегмент безалкогольного пива на фоне проводимых рекламных кампаний растет, в то время как рынок пива в целом падает. По словам экспертов рынка, это в свою очередь позволяет говорить о сознательном выборе совершеннолетних потребителей, который абсолютно коррелирует с темой здорового образа жизни, охраны здоровья, повышения культуры потребления.
Текст вопроса
Предположим, что Вы стали менеджером по маркетингу организации, в которой Вы работаете, и Вам поручено провести анализ микро- и макросреды маркетинга.
Какие основные факторы Вы будете рассматривать? Определите степень значимости каждого из факторов и проведите их ранжирование.
Ответ
Пивоваренный завод "Балтика" был построен по проекту института "Гипропищепром-2" как один из пивных заводов.
Благодаря реализации программы реконструкции, "Балтика" стала первым пивоваренным заводом, оснащенным самым современным европейским оборудованием.
Маркетинговая среда неоднородна и дифференцирована по силе, периодичности, характеру влияния на организацию. В ней можно выделить среду косвенного воздействия (макроокружение или макросреда) и среду непосредственного воздействия (микроокружение или микросреда).
К маркетинговой среде непосредственного окружения относят ту часть внешней среды, с которой организация имеет конкретное и непосредственное взаимодействие. Это совокупность факторов, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации. В центре внимания находятся потребители, поставщики, посредники и конкуренты.
Рассмотрим влияние этих факторов подробнее.
Потребители являются одним из самых значимых факторов среды непосредственного окружения предприятия. Известный специалист по управлению Питер Ф. Друкер, говоря о цели организации, выделял, по его мнению, единственную подлинную цель бизнеса - создание потребителя. Под этим понимается следующее: самовыживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы. Следовательно, важнейшей целью предприятия должна быть цель признания потребителей, так как именно признание потребителей значительно влияет на сбыт, получение прибыли и на само существование организации в долгосрочной перспективе.
Потребителями пива являются различные группы населения, т.к. пиво является массовым товаром.
Эксперты отмечают, что слагаемые успеха в пивном бизнесе определяются детальной сегментацией рынка потребителей. Здесь важны следующие факторы: отношение потребителей к отечественным и импортным сортам, степень их приверженности к любимым сортам, предпочтительность цвета пива, предпочтительность его крепости, чувствительность покупателей к цене, социально-демографические характеристики любителей этого напитка.
Поставщики - это предприятия и отдельные лица, принимающие участие в процессе материально-технического снабжения производственной деятельности предприятия и обеспечивающие его материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров и услуг. Поставщики обеспечивают организацию комплектующими изделиями, полуфабрикатами, запасными частями, сырьем, материалами, рабочей силой, топливом и энергией, различного рода услугами, необходимыми для организации производства и сбыта продукции.
Текст вопроса
В последние годы многие предприятия ввели должности директора (вице - президента) по маркетингу и менеджеров по маркетингу. Они проводят маркетинговые исследования, нередко осуществляют рекламу, а также реализуют другие маркетинговые инструменты.
Вместе с тем в их производственной и коммерческой деятельности не произошло сколь-нибудь существенных изменений. Многие из предприятий по-прежнему работают на склад, прилагая в дальнейшем дополнительные коммерческие усилия по продаже ранее изготовленных товаров.
Обоснуйте, чем все сказанное обусловлено. Можно ли говорить о реализации маркетинга на таких предприятиях? Что нужно сделать, чтобы обеспечить эффективную деятельность таких предприятий?
Ответ
Рыночные условия выдвигают сбытовую деятельность в число направлений деятельности предприятия, имеющих первостепенное значение для определения эффективности современного хозяйствования.
Сбытовая деятельность является одним из важнейших направлений деятельности предприятия в целом и включает в себя разработку и реализацию комплекса мероприятий по формированию оптимальной сбытовой сети для эффективных продаж производимой продукции.
Благодаря сбыту - основной промежуточной стадии между производством и потреблением - пользователь получает в свое распоряжение продукты и услуги в определенном месте, в определенное время
В данном случае можно сказать , что работа менеджера не связана с практическими результатами работы предприятия, оторвана от производства. Если руководитель не сформировал собственного представления о том, что такое маркетинг и для чего он нужен компании, все его последующие решения в области маркетинга могут быть ошибочными, что может иметь самые плачевные результаты — для менеджера по маркетингу, маркетинга и самой компании. Менеджера по маркетингу следует нанимать только в случае осознанной в нем необходимости. Руководитель компании должен четко понять, что такое маркетинг и для чего маркетинг нужен именно в его компании (возможными вариантами могут быть развитие бизнеса, увеличение продаж, увеличение доли рынка, поддержка продаж, повышение конкурентоспособности и т.д.).
Перед тем как начать поиск такого специалиста, необходимо решить, для каких целей он нанимается и какие результаты хотите от него получить. Тогда руководитель сможет понять, какого плана специалист ему нужен (например, менеджер по маркетингу и менеджер по рекламе делают разные вещи) и каковы требования к его квалификации.
Для того чтобы маркетинг в вашей компании был лучше, чем у ваших конкурентов, вам нужно:
· делать для маркетинга больше, чем делают руководители компаний-конкурентов;
· верить (и инвестировать) в него больше;
· нанять хорошего менеджера по маркетингу;
· наладить и эффективно поддерживать работу с ним.