1 Административно-правовые меры пресечения: понятие, виды
2 Понятие и виды подведомственности дел об административных правонарушениях
Задача 1
Задача 2
Список использованных источников
1. Административно-правовые меры пресечения: понятие, виды
Меры административного пресечения – это особые способы и средства принудительного воздействия, применяемые уполномоченными органами в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения его общественно опасных последствий, а также создание возможности для последующего привлечения нарушителя к юридической ответственности [4, с.252].
Цель – прекратить противоправное деяние. Они должны быть оперативными, поэтому зачастую осуществляются в условиях дефицита информации об обстановке, характере противоправного деяния [4, с.252].
Фактическим основанием пресечения выступает деликт. Круг субъектов, к которым применяются меры пресечения, очень широк. Пресечение осуществляется в интересах общества, государства и самого нарушителя для предотвращения действий, которые могут усугубить его положение.
В отличие от карательных санкций меры пресечения могут нарушать и физическую неприкосновенность. Их исполнение часто связано с ситуацией крайней необходимости и необходимой обороной, в которых оказались должностные лица, поэтому они могут использовать не прямо указанные в законодательстве средства, а применять меры, которые диктуются экстренной ситуацией [4, с.253].
Меры пресечения во многих случаях применяются непосредственно на основании факта противоправного деяния без издания письменных актов.
Единого нормативного акта, регулирующего систему мер административного пресечения, основания и порядок их применения не существует.
Выделяют несколько групп пресекательных мер:
1. Меры пресечения, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (задержание, физическое воздействие, принудительное лечение, применение специальных средств и оружия и др.);
2. Меры пресечения имущественного характера (изъятие имущества, незаконных средств охоты, рыбной ловли, снос самовольно возведенных строений и др.);
3. Меры пресечения технического характера (приостановление работы предприятия в случае грубого нарушения правил охраны труда и техники безопасности, правил пожарной безопасности и др.);
4. Меры пресечения санитарно-эпидемиологического характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания при нарушении санитарных норм и др.):
5. Меры пресечения финансово-юридического характера (изъятие в фонд бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями, организациями путем нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, приостановление операций юридических и физических лиц по расчетам в случае непредставления (или отказа представить) государственным налоговым органам отчетов, балансов, расчетов, деклараций и др.) [4, с.255].
2. Понятие и виды подведомственности дел об административных правонарушениях
В административно-процессуальном праве под подведомственностью понимается круг дел об административных правонарушениях, находящихся в ведении суда, органа, ведущего административный процесс [2, с.37].
Подведомственность является неотъемлемой частью компетенции.
При определении подведомственности дел об административных правонарушениях следует помнить о существовании разных уровней подведомственности и порядке последовательного их выявления.
Подведомственность делится на следующие виды:
- видовая;
- территориальная;
- должностная [2, с.38].
1. Видовая - связана с видом субъектов, уполномоченных рассматривать дела и видом конкретного дела об административном правонарушении, которое рассматривается должностным лицом. Она четка определена в ст.3.1, 3.2 Процессуально-исполнительно кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП).
Видовую подведомственность можно разделить на:
А) совместную;
Б) исключительную [2, с.38].
Совместная предполагает возможность рассмотрения административного дела несколькими субъектами (например, дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.24 КоАП - нарушение законодательства о книге замечаний и предложений, может быть рассмотрено налоговыми органами или органами Комитета государственного контроля, административной комиссией). В административном процессе выделяют двойную, тройную, четверичную, пятеричную, шестеричную, семеричную видовую подведомственность [2, с.39].
Исключительная подведомственность позволяет рассматривать дела только одному государственному органу.
2. Территориальная – место рассмотрения дела (ст. 3.31 ПИКоАП).
По общему правилу рассмотрение дел происходит по месту совершения административных правонарушений. В целях обеспечения оперативности, объективности и полноты административного процесса может рассматриваться по месту обнаружения деликта, по месту нахождения органа, по месту жительства (пребывания) лица, в отношении которого ведется процесс или большинства свидетелей [3, ст.3.31].
Комиссиями по делам несовершеннолетних дела об административных правонарушениях рассматриваются по месту жительства или месту пребывания лица, в отношении которого ведется административный процесс, а в отношении несовершеннолетних граждан, не проживающих в Республике Беларусь, – по месту совершения административного правонарушения [3, ст.3.31].
Задача 1
Гражданин У. за совершение административного правонарушения был привлечен к ответственности в виде взыскания «строго предупредить».
Оцените правомерность такого взыскания.
РЕШЕНИЕ
Согласно п.1 ч.1 ст.6.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) за совершение административных правонарушений одним из применяемых видов административных взысканий является предупреждение [1, ст.6.2].
В соответствии с ч.1 ст.7.1 КоАП административное взыскание за совершенное административное правонарушение налагается с учетом положений Общей части КоАП в пределах, установленных санкцией статьи Особенной части КоАП, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение [1, ст.7.1].
Задача 2
Гражданин Е. был задержан за управление транспортом в нетрезвом состоянии. При этом было установлено также, что он превысил скорость более чем на двадцать км.
Какая наступает ответственность за указанные действия и какие органы рассматривают дела о таких правонарушениях.
РЕШЕНИЕ
В данном случае усматривается совокупность административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.18.13 КоАП и ч.1 ст.18.16 КоАП.
По ч.2 ст.18.13 предусмотрено наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин [3, ст.18.13], а по ч.1 ст.18.16 - наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин с лишением права управления транспортными средствами сроком на три года [3, ст.18.16].
При этом необходимо учитывать положения общей части: при совершении двух или более административных правонарушений, образующих совокупность, основное и дополнительные административные взыскания налагаются за каждое совершенное административное правонарушение в отдельности [1, ст.7.4].