1 Оффшорный бизнес
Интерес к оффшорному бизнесу со стороны стран СНГ стал проявляться совсем недавно. Предприниматели из государств бывшего СССР начали прибегать к созданию оффшорных компаний в силу политической нестабильности, валютных ограничений, желания перевести капитал и достичь организационной гибкости при проведении внешнеэкономических операций.
В сегодняшние дни проблема перелива финансовых средств за рубеж стоит особенно остро и в Республике Беларусь. Это, прежде всего, объясняется тем, что состояние рыночной среды в Беларуси на данном этапе определяется ее несформированностью, противоречивостью осуществления процесса рыночных преобразований; процесс интеграции капитала, являясь элементом единой системы рыночного формирования экономики, испытывает на себе опасности общесистемного риска. Все это усиливается нестабильностью финансовых институтов Беларуси и жесткими условиями хождения иностранной валюты.
В белорусских условиях при непосильном бремени налогообложения, когда целые секторы экономики становятся нерентабельными, именно оффшорные схемы часто позволяют сделать бизнес прибыльным.
Тем не менее, судить о количестве компаний, созданных белорусскими предпринимателями в оффшорных зонах, довольно трудно. Однако с уверенностью можно утверждать, что интерес проявляют как коммерческие, так и государственные предприятия. Подтверждением служит СП «МоАЗ-Америка», зарегистрированное в Панаме.
На протяжении долгого времени российские оффшорные зоны - Калмыкия, Алтай, Дагестан и другие - являются одним из самых надежных способов минимизации налоговых платежей белорусских предприятий. Благодаря введению в Беларуси российского рубля как второго средства ведения расчетов деятельность белорусских компаний на российских оффшорных зонах может получить дополнительный стимул для развития. Многие фирмы, зарегистрированные в российских оффшорах, должны платить налог на прибыль только в федеральный бюджет, причем ставка налога для них равна 7,5% вместо общеустановленных 24%.
Государственная позиция Республики Беларусь в отношении оффшорного бизнеса строится с учетом необходимости ограничения вывоза капитала из страны. Объектом взимания оффшорного сбора являются денежные средства, перечисляемые за выполняемые работы и оказываемые услуги, определенные Советом Министров Республики Беларусь, на счета нерезидентов РБ: зарегистрированных и открытых в оффшорных зонах. Оффшорный сбор взимается по ставке 15% от перечисляемой суммы до перечисления нерезиденту РБ соответствующих денежных средств. Банкам запрещается осуществлять перевод на счета нерезидентов денежных средств, с которых взимается оффшорный сбор до уплаты данного сбора. Для упорядочения внешнеторговой деятельности подписано 39 соглашений об избежании двойного налогообложения, установлены более жесткие правила работы белорусских банков с оффшорами [1,c.63]
2 Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров. Структура и значение Венской конвенции, области ее применения
Договор международной купли-продажи товаров – наиболее распространенный вид внешнеэкономической сделки, определяющий всю международную торговлю. Работа по унификации правил договора международной купли-продажи была начата еще в 30-е годы ХХ столетия. Проект конвенции по договору международной купли-продажи был разработан Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и на его основе 11 апреля 1980 г. на конференции ООН в Вене была принята Конвенция о международной купле-продаже товаров. Восемь лет ушло на то, чтобы Конвенцию ратифицировали десять государств и с 1 января 1988 г. она вступила в силу. Присоединение к конвенции Белорусской ССР было оформлено Указом Президиума Верховного Совета БССР от 25 августа 1989 г., полноправным участником которой БССР стала с 1 ноября 1990 г.1Следует отметить, что СССР стал участником Конвенции с 1 сентября 1991 г.
2. Конвенция состоит из 101 статьи, которые разделены на четыре части: ч. I«Сфера применения и общие положения», ч.II«Заключение договора», ч.III«Купля-продажа товаров», ч.IV«Заключительные положения».
Статья 1 устанавливает сферу применения Конвенции. Главный момент, определяющий применимость Конвенции, – это нахождение коммерческих предприятий сторон в разных государствах. Дополнительные условия применения: 1) эти государства должны быть участниками Конвенции; 2) участником Конвенции должно быть государство, право которого применимо к договору согласно нормам международного частного права.
Из сферы действия Конвенции исключены ряд товаров, перечисленных в ст. 2: 1) товары, приобретенные для личного, семейного пользования или домашнего пользования; 2) товары, продаваемые с аукциона; 3) товары, продаваемые в порядке исполнительного производства или иным образом в силу закона; 4) фондовые бумаги, акции, обеспечительные бумаги, оборотные документы и деньги; 5) суда водного и воздушного транспорта; 6) электроэнергия.
Конвенция регулирует не только заключение договора купли-продажи товаров, но и устанавливает права и обязанности продавца и покупателя (ст. 4). По общему характеру действия Конвенция носит диспозитивный характер. Это значит, что стороны, руководствуясь собственной волей, могут исключить применение Конвенции целиком, отступить от любого из ее положений или изменить их действие (ст. 6).
Как уже отмечалось, Конвенция не требует обязательной письменной формы заключения договора купли-продажи.
3 Торговые компенсационные сделки
Торговые компенсационные сделки - это такой товарообмен, при котором стороны осуществляют взаимные поставки нескольких товаров (товарных партий).
Наиболее очевидной отличием компенсационных операций от бартера является включение в операции обмена сразу нескольких товаров (товарных партий) с каждой стороны. Другим отличием является принципиальная возможность использования денежной формы расчетов, или компенсации в тех случаях, когда товарные ценности с одной стороны, не полностью покрывают по стоимости поставки с другой стороны. В связи с этим иногда говорят о полной компенсации (когда речь идет о полном покрытии импортной закупкой экспортных поставок) или о частичной компенсации (когда часть поставки, на которую "не хватило" встречного товарного покрытия, компенсируется деньгами). В случае частичной компенсации речь идет о "не конвертированное сальдо", которое в соответствии с конкретными условиями сделки, можно не только компенсировать деньгами, но и тратить в стране кредитора.
• Компенсационные сделки.
Собственно компенсационные соглашения означают обмен товаров в соответствии с товарных списков, готовятся контрагентами. Каждый из контрагентов готовит списки товаров: как тех, которые он желает продать, так и тех, которые намерена купить. На переговорах стороны выясняют номенклатуру, количественные параметры поставок, а также цены обмениваемых товаров.
Типичной является ситуация, при которой фактически существуют три юридические документы, составляющие контрактный пакет. Это - базовый контракт, который определяет основные положения соглашения, номенклатуру товарообмена, а также два контракт- приложения, которые фиксируют параметры комплексных поставок из одной страны в другую, и наоборот, с указанием сроков и цен.
• Встречные закупки.
Особенностью встречных закупок является обязательство экспортера закупить (самостоятельно или через посредника) товары в стране импортера на определенную оговоренную сумму. Фактически речь идет о определенный процент от суммы контракта в соответствии с стремление импортера сохранить как можно больший объем валюты в собственной стране, осуществляя непосредственно выплаты в иностранной валюте.
Среди разновидностей встречных закупок могут быть такие контракты (и даже джентльменские, то есть юридически не закреплены обязательства), при которых экспортер соглашается закупить в стране импортера определенное количество товаров в течение определенного срока. Иногда вместо двустороннего обмена товарами и услугами компенсацией за односторонние поставки может быть предоставление права вкладывать капитал в определенные проекты. Эти встречные сделки называются офсетными (англ, offset - компенсировать). Чаще всего такие разнотипные сделки заключаются в сферах торговли путем военной продукцией, а также в соответствии с потребностями осуществлять поставки узлов и деталей в сфере электроники, телекоммуникационного оборудования, в рамках комплексных кооперационных проектов.