1) Разработайте часть занятия по решению задачи: «познакомить с последовательностью временных единиц (на выбор)»
2) Разработайте серию игр на развитие у детей дошкольного возраста глазомера в процессе формирования представлений о величине предметов
3) Приведите примеры проблемных ситуаций, которые могут быть использованы в процессе формирования у детей представлений о сравнении объёмов жидких и сыпучих веществ
4) Разработайте часть занятия по решению задачи: «упражнять в количественном счёте; познакомить с цифрой (на выбор)»
5) Разработайте серию игр на формирование у дошкольников умений ориентироваться на плоскости
6) Разработайте часть занятия по решению задачи: «познакомить с объёмной геометрической фигурой (на выбор)»
7) Составьте текст консультации для родителей по вопросам развития представлений дошкольников о геометрических фигурах и форме предметов
1) Разработайте часть занятия по решению задачи: «познакомить с последовательностью временных единиц (на выбор)»
Ход занятия:
1. Игра с мячом «Скажи правильно». Дети вместе с воспитателем встают в круг, воспитатель бросает мяч ребёнку и задаёт вопрос. Ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос, бросает мяч воспитателю и садится на своё место за стол.
- Назови соседей числа 7 (5, 8, 3, и т.д.);
- Назови на один меньше числа 5 (7, 3, 9, 6 и т.д.);
- Какие число находится между числами 8 и 10 (2 и 4, 5 и 7 и т.д.);
- Назови дни недели от среды до воскресенья и т.д.;
- Какое сейчас время суток?
- Сколько дней в недели?
- Назови первый месяц года?
- И т.д.
2. Ребята, отгадайте загадку: Вьется, словно лента,
В дымке голубой,
Может быть спокойной,
Может бить волной
Темной и глубокой,
Что не видно дна.
Мелкой и прозрачной
Может быть она,
А в жару купает
Нас в своей волне.
Что это такое,
Подскажите мне.
- Река!
- Правильно. Посмотрите на неё.
(Дети рассматривают картину, на которой изображена река.)
2) Разработайте серию игр на развитие у детей дошкольного возраста глазомера в процессе формирования представлений о величине предметов
Цель: практическое знакомство с величиной.
Материал: кубики, шарики, мячики и любые другие предметы большого и маленького размера.
Ход игры: Перед ребёнком разложены кубики, шарики, мячики и любые другие предметы большого и маленького размера. Взрослый просит ребёнка спрятать маленький шарик в ладошке, шарика не видно; затем ещё маленький предмет прячется в ладошке, проводится игра «Ку-ку». Далее даём большой шарик и тоже просим его спрятать, не получается. Делаем вывод, что маленькие предметы можно спрятать в ладошках, а большие нет.
«Строители»
1 вариант. Цель: сортировать предметы по размерам.
Материал: игрушечная машина кубики большие и маленькие (можно взять детали «лего»).
Ход игры: На машине привозим кубики большие и маленькие.
- «Превращаемся» в строителей и строим дома-башенки: один дом для медведя из больших кубиков, а другой для зайчика - из маленьких кубиков.
Желательно обыграть «медведя» и «зайца» с помощью стихотворения:
«У медведя дом большой (разводим руки),
А у зайца маленький (соединяем ладошки).
Наш медведь домой пошёл (изображаем походку медведя),
А за ним и заинька (прыжки)».
2 вариант. Цель: закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятиями «высокий», «низкий», «одинаковые по высоте».
Материал: игрушечная машина, кубики одинакового размера.
Ход игры: На машине привозим кубики одинакового размера.
3) Приведите примеры проблемных ситуаций, которые могут быть использованы в процессе формирования у детей представлений о сравнении объёмов жидких и сыпучих веществ
Доктор Айболит, собравшись ехать в Африку, заготовил в одном кувшине микстуру от кашля, в другом — лекарство для компрессов. Как известно, лекарство для компрессов пить нельзя. Когда стали грузить багаж, кувшины перепутали, и доктор Айболит теперь не знает, где у него какая жидкость. Он помнит одно: лекарства для компрессов было меньше, чем микстуры. Детей просят помочь Айболиту, они обсуждают, как это можно сделать. Педагог помогает опытным путем показать непригодность некоторых способов (например, на глаз сравнить нельзя, так как кувшины непрозрачные, заглянуть внутрь нельзя: ведь горлышко узкое и ничего не видно).
Задача очень ответственная — ошибиться нельзя, надо знать наверняка, где какое лекарство.
Вместе с педагогом дети решают, что надо жидкость из каждого кувшина измерить меркой и сопоставить результаты измерения. Подбирают мерку, договариваются о полноте, заготавливают таз, в который будут переливать из стакана измеренную жидкость. Измеряют сначала жидкость из одного кувшина — желтую (подкрашенную), а затем из другого кувшина — розовую.
Дети откладывают два ряда фишек, сравнивают их. Выясняют, что розовая жидкость — микстура, потому что ее больше: ведь доктор Айболит помнит, что микстуры было больше, а жидкости для компрессов меньше.
Измерение становится интересным и привлекательным для детей тогда, когда педагог вводит проблемно-игровые ситуации, используя разнообразный наглядный материал. С помощью измерения дети решают, сколько кукол можно накормить кашей, если для каждой порции нужна одна ложка крупы; скольким покупателям хватит крупы, если каждому продавать по одному стакану; сколько гостей может угостить Мальвина малиновым соком, если каждому будет наливать по одной кружке; сколько ложек меда в бочке, которую подарил Михаил Потапыч.
4) Разработайте часть занятия по решению задачи: «упражнять в количественном счёте; познакомить с цифрой (на выбор)»
Тема: «Число 2. Цифра 2. Пара».
1 этап: Мотивационно-организационный.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас-
Математика сейчас.
Стук в дверь, в гости, приходит Буратино.
Буратино:
- Здравствуйте, ребята!
Я проходил мимо и решил заглянуть в детский сад. Знаю что вы здесь занимаетесь математикой. А у меня дела с математикой не очень. Вы не поможете мне решить эту проблему?
Дети:
- Поможем. Проходи к нам в гости.
2 этап: Практический.
Воспитатель:
- Ребята, сейчас я вам предлагаю поиграть в игру: «Динамические картинки».
Дети составляют динамические картинки и сами рассказывают о них.
- Вышло солнышко на небо, всю землю осветило.
- Попали его лучи на лесную полянку, улыбнулись ёлочки.
- Осветили грибочек.
- Птичку на ёлке.
- Но вот набежала тучка, потом - еще одна, и пошёл дождик.
- Кончился дождик.
- Снова светит солнышко.
- Птичка на ёлке обрадовалась. К ней прилетела еще одна птичка.
5) Разработайте серию игр на формирование у дошкольников умений ориентироваться на плоскости
Игры на формирование ориентировки "на себе"
"Солнышко"
Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле.
Оборудование: схематическое изображение лица человека.
Содержание: ребятам предлагается схематическое изображение лица человека с ориентиром (нос). Предлагается выложить на нем части лица (глаза, брови, губы). Затем ребенок закрывает глаза и выполняет это задание снова, проговаривая где по отношению друг к другу располагаются все части лица.
"Скульптор"
Цель: учить детей учитывать относительность пространственных отношений в соответствии с положением самого себя и точки отсчета при ориентировке, без чьей - либо помощи определять пространственные направления в этих ситуациях.
Оборудование: макет игрушки Буратино.
Содержание: ребятам предлагается макет игрушки Буратино. Буратино будет показывать движения, а ребята стараются четко все за ним повторить.
"Контролер"
Цель: закреплять навыки ориентировки в пространстве в процессе соотнесения
детьми парнопротивоположных направлений собственного тела с направлениями стоящего напротив человека.
Оборудование: билеты красного и зеленого цвета, обручи
6) Разработайте часть занятия по решению задачи: «познакомить с объёмной геометрической фигурой (на выбор)»
Тема «Куб и шар»
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Посмотрите, к нам в гости пришел Чебурашка с большим чемоданом.
Чебурашка: Привет, друзья! Крокодил Гена очень торопился на какую-то очень важную встречу, про которую он забыл. Ему позвонили, и он срочно ушел. Меня же он попросил присмотреть за чемоданом с игрушками. А также разрешил мне поиграть с ними. Мне одному очень скучно, да и игрушки все перемешались. Поиграйте со мной?
Ответы детей: Да, конечно! Мы очень рады тебе, привет Чебурашка.
Воспитатель: Чебурашка, давай посмотрим. Что в чемодане. Да, игрушки все в беспорядке, перемешались. Может их разделить нужно. На какие две группы можно их разделить?
Дети: Круглые и квадратные.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру « круглые и квадратные»
Ход игры: дети делятся на две команды и встают друг за другом у одной стены. На противоположной стороне комнаты на подносе лежат вперемешку предметы квадратной и круглой формы.
По сигналу воспитателя один из членов команды должен добежать до подноса, взять предмет круглой формы и принести его к остальным участникам, то есть положить на стул, который стоит рядом с ними. После этого следующий игрок бежит за следующим предметом. Игра продолжается до тех пор, пока дети не принесут все игрушки круглой формы. Другая команда приносит предметы квадратной формы. Выигрывает та команда, в которой дети не допустили ошибок при выполнении задания и принесли больше игрушек.
7) Составьте текст консультации для родителей по вопросам развития представлений дошкольников о геометрических фигурах и форме предметов
Формирование готовности к обучению в школе является важной задачей всей воспитательной работы с дошкольниками, направленной на их всестороннее развитие - физическое, умственное, нравственное, эстетическое. Одним из наиболее сложных предметов в школе является математика.
Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления - гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.
К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени.
Одним из важных свойств окружающих предметов является форма: она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры - это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей.
В дошкольном возрасте происходит знакомство с основными эталонами формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник), величины (длинный - короткий, высокий - низкий, толстый - тонкий и др.), цвета (основные цвета спектра, белый, черный) в процессе практической и игровой деятельности. Использование при этом сенсорных пособий - пирамидок-вкладышей, «Почтового ящика», «Доски Сегена», «Логического куба» и других значительно повышает эффективность всей работы.
Выделение названных свойств на начальном этапе знакомства, когда дети еще не владеют общепринятыми эталонными представлениями, идет посредством соотнесения предметов между собой. На более высоком уровне развития распознавание формы, величины, цвета достигается в процессе соотнесения свойств предметов с усвоенными эталонами.