ВОПРОС №1. СООТНОШЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА И СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ВОПРОС №2. ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
ЗАДАЧА
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВОПРОС №1 СООТНОШЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА И СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Структурным элементом системы права является отрасль права, а структурным элементом системы законодательства – отрасль законодательства. Отрасль законодательства представляет собой совокупность нормативных правовых актов, регулирующих какую-либо группу, разновидность общественных отношений. Система права носит одноуровневый характер, представляя собой совокупность отраслей права – она имеет только горизонтальное измерение. Взаимодействие системы права и системы законодательства проявляется, прежде всего, в том, что система права лежит в основе системы законодательства. Каждой отрасли права соответствует такая же отрасль законодательства, однако система законодательства более разнообразна, чем система права. Отраслей законодательства намного больше, нежели отраслей права. Отрасль законодательства может соответствовать правовому институту (например, транспортное право), обособленной группе вопросов в рамках системы права, иметь комплексный, межотраслевой характер [7, c. 236].
Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных правовых актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную системы законодательства. Горизонтальное строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования - фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия крупные отрасли законодательства соответствуют отраслям системы права. Отрасль законодательства – это совокупность норм, регулирующих комплекс взаимосвязанных разнородных общественных отношений, объединенных определенной сферой.
ВОПРОС №2 ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
Понятие международного гуманитарного права. Исторически право вести войну рассматривалось как законное право государства, и войны были правомерным способом урегулирования конфликтов. Развитие международных отношений привело к формированию принципа неприменения силы и угрозы силой. Однако реалии современной международной жизни таковы, что постоянно то в одном регионе, то в другом, а то и в нескольких одновременно происходят вооруженные конфликты.
Международное право не могло оказаться в стороне от того, чтобы не гуманизировать правила ведения вооруженных конфликтов. Поэтому оно содержит комплекс принципов и норм, которые направлены на регулирование поведения государств и иных субъектов международного права в период вооруженных конфликтов в целях гуманизации данных правил и скорейшего прекращения конфликта.
Международное гуманитарное право — отрасль международного права, представляющая собой совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в целях решения гуманитарных задач, возникающих в связи с международными вооруженными конфликтами и вооруженными конфликтами немеждународного характера, и установления ответственности за нарушения правил ведения военных действий.
Принципы МГП. Базируется на основных принципах международного права. Отраслевые принципы: Принцип гуманности — даже в случае вооруженного конфликта должно быть обеспечено уважение к человеку, его жизни, чести, убеждениям, физической и психической неприкосновенности. Направлен на то, чтобы избежать лишних страданий, вызванных военной необходимостью.
ЗАДАЧА
При приеме на работу Иванова на должность участкового врача поликлиники наниматель потребовал от него следующие документы: паспорт, трудовую книжку, диплом об окончании медицинского университета, справку с места жительства, декларацию о доходах, характеристику с прежнего места работы.
Правомерны ли требования нанимателя? Ответ обоснуйте ссылкой на нормы закона.
РЕШЕНИЕ:
Согласно Статьи 26 Трудового Кодекса Республики Беларусь к документам, предъявляемым при заключении трудового договора, которые наниматель обязан потребовать, а гражданин должен предъявить относятся:
1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу);
2) трудовую книжку, за исключением впервые поступающего на работу и совместителей;
3) диплом или иной документ об образовании и профессиональной подготовке, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы
4) направление на работу в счет брони для отдельных категорий работников в соответствии с законодательством;
5) заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии (МРЭК) о состоянии здоровья (для инвалидов).
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск: Амалфея, 2006. - 48 с.
2. Комаров, С.А. Теория государства и права / С.А. Комаров, А.В. Малько. - М.: Норма, 2004. - 448 с.
3. Международное гуманитарное право; Юнити-Дана, Закон и право - Москва, 2009. - 272 c.
4. Батырь В. А. Международное гуманитарное право; Юстицинформ - Москва, 2010. - 409 c.
5. Греченков, А. А. Трудовое право: учеб. пособие / А. А. Греченков. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2013. – 375 с.
6. Постатейный комментарий Трудового кодекса Республики Беларусь / под общ. ред. Г. А. Василевича. – Минск: Регистр, 2014. – 1184 с.