ВВЕДЕНИЕ
1. СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРОЦЕССАМИ ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ
2. ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОЙ ЛИЧНОСТИ
3. ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
4. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Человек рождается биологическим существом. Чтобы стать человеком социальным, ему нужно воспитание. Именно образование облагораживает его и передает ему необходимые качества. В этот процесс вовлечены хорошо подготовленные специалисты и целая педагогическая наука.
Учителя всегда искали лучшие способы, чтобы помочь детям осознать возможности, предлагаемые природой, и развить новые качества. По крупицам собирались необходимые знания, образовательные системы создавались, тестировались и выбрасывались до тех пор, пока не осталась самая жизнеспособная и полезная вещь.
Педагогическая наука постепенно развивалась, главной задачей которой было накопление и систематизация педагогических знаний, понимание законов человеческого воспитания.
Очень часто ученики, раскрывающие задачи педагогики, говорят: «Педагогика воспитывает, развивает, формирует учеников». В частности, в эту сферу вовлечены учителя, педагоги и родители. И педагогика показывает им пути, средства, приемы обучения.
Все люди нуждаются в образовательном руководстве. Однако эти вопросы возникают, в частности, в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку основные качества будущего человека определяются в течение этого времени.
Педагогика предоставляет преподавателям специальные знания об особенностях образовательных процессов в этой возрастной группе, способность прогнозировать, формировать и реализовывать учебный процесс в различных условиях для оценки его эффективности.
1. СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРОЦЕССАМИ ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ
Воспитание – процесс целенаправленного развития личности, специально созданные условия для восприятия новым поколением нравственных, этических норм и правил, знаний и умений.
Социализация – процесс, включающий усвоение человеком образцов поведения, норм, ценностей, установок, навыков, принятых в обществе, к которому относится данный индивид.
Развитие человека – это сложный процесс, детерминированный множеством факторов: социальная среда, сам человек.
Понятие социализация – очень широкое, и включает в себя в том числе и воспитание. Процесс воспитания не в силах охватить все возможные влияния на личность, а потому может лишь способствовать социализации. Социализация – это долгосрочная цель деятельности любого педагога-воспитателя. Система воспитания стремится упорядочить процесс социализации, по возможности придать ему основу, целеустремленность, стройность.
2. ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОЙ ЛИЧНОСТИ
Воспитание — категория вечная. С тех пор как человек осознал себя личностью, существует и необходимость развития и формирования его как личности. Воспитание необходимо потому, что является одним из важнейших средств обеспечения существования и преемственности общества.
В педагогике воспитание — это целенаправленный процесс формирования у людей высоких гражданско-политических, морально-нравственных, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъявляемыми обществом социальными и педагогическими требованиями, который может быть интерпретирован в нескольких смыслах.
Можно употреблять понятие «воспитание» также в ситуативном, узком и широком значении. Воспитание в локальном значении — это решение какой-либо конкретной воспитательной задачи. Воспитание в узком смысле — это целенаправленная воспитательная деятельность, призванная формировать у людей систему определенных социально-значимых качеств личности, развитых взглядов и убеждений. Воспитание в широком смысле понимается как целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для всестороннего развития человека в обществе.
Воспитание всегда преследует определенные цели, одной из которых воспитание социально-компетентной личности, представляющей собой человека, не только правильно понимающего и адекватно оценивающего свои связи и характер взаимодействия с другими людьми, но и умеющего строить с ними добрососедские и бесконфликтные взаимоотношения, предотвращать проявления напряженности и непонимания в обществе. [5, c. 97]
3. ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Национальность как характеристика личности является неуловимым феноменом этнической принадлежности и сочетанием черт личности, которые формируются и характеризуют поведение в определенных социокультурных условиях, деятельности и в общении. Когда мы говорим о межэтнических отношениях, мы имеем в виду характеристики этой этнической группы, которые создают национальную субстанцию.
Вопросы национального самосознания стали предметом специальных исследований в различных науках, которые определили это явление со следующих точек зрения.
Н. К. Милютников рассматривает национальное самосознание как коллективное сознание, в котором каждый член отдельного коллектива воспринимает себя на уровне обнаружения сходств и различий между собой и другими.
Национальное самосознание было предметом, который Н.Л. Бердяев понимал нацию как единство исторических судеб и сочетал национальную идентичность с реализацией религиозно-нравственного идеала. Фактор формирования национального самосознания определялся изучением истории, которая рассматривалась как ядро национального самосознания. Именно история обеспечивает единство исторических судеб народа и постоянную связь одного поколения с другим.
С.Л. Франк рассматривал национальную идентичность как универсальную категорию. Понять это можно как национальный дух, в котором раскрыта оригинальность духовных течений.
В качестве факторов развития национального самосознания он будет определять культурный и жизненный опыт, в основе которого лежат принципы общности, единства и интеграции духовных ценностей. Основываясь на этом, можно предположить, что национальное самосознание развивается как система ценностей, которую человек понимает в отношении своей национальной идентичности.
4. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Семейное воспитание — это общий термин, обозначающий влияние родителей и других членов семьи на детей для достижения желаемых результатов.
Семья для ребенка — это и жизненное пространство, и образовательная среда. Влияние семьи, особенно на ранних этапах жизни ребенка, превосходит другие образовательные эффекты. Семья отражает школу, а также средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства.
Это позволило учителям сделать вывод, что они зависят друг от друга: успех личностного развития в первую очередь определяется семьей. Роль семьи в личностном развитии определяется зависимостью: какая семья, такой в ней человек и вырос.
Социальное, семейное и школьное образование неразделимы. Проблемы семейного воспитания в той части, в которой они вступают в контакт со школой, рассматриваются в общей педагогике, а другие в аспектах социальной педагогики. [3, c. 78]
Влияние семьи:
- семья осуществляет социализацию личности;
- семья обеспечивает преемственность традиций;
- важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;
- существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.
Содержание семейного воспитания
Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагогика — это совокупность многовекового опыта обучения и воспитания подрастающего поколения. Педагогическая наука является результатом многолетних исследований закономерностей формирования полностью и гармонично развитой личности. Педагогические знания всегда помогают принимать лучшие педагогические решения.
Давние дебаты о том, что такое педагогика — наука или искусство – разбиваются об практику. Практические исследования подтверждают это во многих отношениях: искусство образования не развивается без глубоких знаний педагогической науки.
Знание законов обучения и воспитания, овладение методами учебного процесса — основа педагогической способности. Овладение педагогикой должно рассматриваться как научно-познавательная деятельность, на основе которой педагогическое искусство может и должно развиваться как неотъемлемая часть педагогической деятельности.
И не каждый может быть учителем, это должен быть человек, у которого есть желание, призвание, внутреннее осознание того, что это его путь — путь поиска, постоянный страх, способ сомневаться в точности и верности поступков, путь тяжелой повседневной работы.
1. Гобозов, И. А. Социальная философия: моногр. / И.А. Гобозов. - М.: Академический проект, 2017. - 352 c.
2. Голубинцев, В. О. Философия для технических вузов / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. - М.: Феникс, 2017. - 512 c.
3. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2008.
4. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2009.
5. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии./ В.Ю. Питюков– М.: Изд-во «Гном и Д», 2007.
6. Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность/ А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева. – М.: Академия, 2009. – 208 с.
7. Хрусталев, Ю. М. Основы философии / Ю.М. Хрусталев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 304 c.