1. Общий историко-философский контекст рассматриваемой автором текста проблемы
2. Краткая аннотация к прочитанному фрагменту текста
3. Ключевые понятия и слова
4. Основное содержание текста в виде тематических блоков
5. В тексте поразило меня…
6. Дискуссионные высказывания и спорные тезисы
7. Ключевое высказывание, которое является квинтэссенцией рассуждений автора
Список использованных источников
ФЕЙЕРБАХ ЛЮДВИГ (1804-1872)
Мое учение или воззрение может быть ... выражено в двух словах: природа и человек. С моей точки зрения, существо, предшествующее человеку, существо, являющееся причиной или основой человека, которому он обязан своим происхождением и существованием, есть и называется не Бог — мистическое, неопределенное, многозначащее слово, а природа — слово и существо ясное, чувственное, недвусмысленное. Существо же, в котором природа делается личным, сознательным, разумным существом, есть и называется у меня — человек. Бессознательное существо не имеющее происхождения, первое существо, но первое по времени, а не по рангу, физически, но не морально первое существо; сознательное, человеческое существо есть второе по времени своего возникновения, но по рангу первое существо. Это мое учение, поскольку оно имеет своим последним пунктом природу, апеллирует к ее истинности и, поскольку выдвигает ее против теологии и философии, представлено только что упомянутой работой, но в связи с положительным, историческим предметом: естественной религией, ибо я развиваю все свои учения и мысли не в голубом тумане абстракции, а на твердой почве исторических, действительных, от моего мышления независимых предметов и явлений <...>
1. Общий историко-философский контекст рассматриваемой автором текста проблемы
Основной вопрос, поднимаемый Фейербахом в анализируемом тексте является противопоставление теологической точки зрения и философской антропологии. Сам Фейербах от изучения теологии он перешёл к увлечению гегелевской философией, а от неё — к сенсуализму в теории познания и к антропологической точке зрения.
2. Краткая аннотация к прочитанному фрагменту текста
С точки зрения Фейербаха, существо, предшествующее человеку, существо, являющееся причиной или основой человека, которому он обязан своим происхождением и существованием, есть и называется не Бог — мистическое, неопределенное, многозначащее слово, а природа.
Тот факт, что люди почитают природу как Бога, отнюдь не служит мне в то же время и доказательством истинности лежащего в основании этого факта сознания; но Фейербах находит в этом факте подтверждение впечатления, производимого природой на меня, как на чувственное существо; Фейербах находит в нем подтверждение тех оснований, которые побуждают его как существо интеллектуальное, обладающее философской культурой, придавать природе если не то же значение, которое ей приписывает естественная религия,— ибо Фейербах ничего не обожествляет, а следовательно, не обожествляет и природы,— то во всяком случае аналогичное, подобное, видоизмененное лишь при посредстве естественных наук и философии.
Природа есть свет, электричество, магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, животное, растение, человек, поскольку он является существом, непроизвольно и бессознательно действующим. Под словом «природа» Фейербах не разумеет ничего более, ничего мистического, ничего туманного, ничего теологического.
Фейербах считает настоящее ключом к прошлому, а не наоборот, на том простом основании, что ведь он хотя и бессознательно и непроизвольно, но постоянно измеряет, оценивает, познает прошлое исключительно со своей нынешней точки зрения, поэтому каждое время имеет другую историю прошлого, хотя это прошлое само по себе мертво и неизменно.
3. Ключевые понятия и слова
Бог – в религиях мира и философских системах Высшее Существо, создающее и устряющее мир, дающее вещам, существам и лицам их бытие, меру, назначение и закон.
Понятие природы в философии и науке В предельно широком смысле понятие «природа» обозначает, весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений.
Основа человека — философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, в той или иной мере присущие всем людям.
По Фейербаху:
Бог — существо, живущее и действующее, будучи наделенным волей и разумом.
Природа есть все то, что для человека — независимо от сверхъестественных внушений атеистической веры — представляется непосредственно, чувственно, как основа и предмет его жизни.
Существо, предшествующее человеку, существо, являющееся причиной или основой человека
1. «Лекции о сущности религии». // Избранные философские произведения. М., 1955.