1 Иностранные инвестиции в Республике Беларусь, тенденции их развития
2 Мировой рынок информационных услуг: сущность, структура, значение
3 Сбытовые посредники: понятие, отличительные особенности
4 Методы определения таможенной стоимости товаров и правила их применения
Список использованных источников
1 Иностранные инвестиции в Республике Беларусь, тенденции их развития
По данным Национального банка Республики Беларусь [2], операции с иностранными инвестициями (резидентов Беларуси и нерезидентов) в 2019 г. обусловили чистый приток капитала в страну в размере 1,309 млрд. долл. США, что на 6,4% меньше, чем в 2018 г.
При этом чистое изъятие белорусских инвестиций из-за рубежа в 2019 г. составило 84,6 млн. долл. США против чистого поступления белорусских инвестиций за рубеж в размере 12,3 млн. долл. США в 2018 г.
Чистое поступление иностранных инвестиций в Республику Беларусь в 2019 г. уменьшилось на 13,3% до 1,224 млрд. долл. США. Однако 91% чистого поступления иностранных инвестиций приходится на реинвестированные доходы (1,114 млрд. долл. США), которые нерезиденты заработали на территории Республики Беларусь. В результате с учетом корректировки на величину реинвестированных доходов чистый приток иностранных инвестиций в Республику Беларусь в 2019 г. снижается до всего лишь 110 млн. долл. США.
В структуре чистого притока иностранных инвестиций в Республику Беларусь в 2019 г. реинвестирование доходов составляет 1,114 млрд. долл. США, участие в капитале (за исключением реинвестирования доходов) – 93,9 млн. долл. США, долговые инструменты – 16,1 млн. долл. США.
Объем накопленных иностранных инвестиций в Республике Беларусь в 2019 г. увеличился на 1,307 млрд. долл. США (на 6,3%) до рекордных 22,079 млрд. долл. США. Однако в расчете на душу населения (2333 долл. США) уровень привлеченных иностранных инвестиций остается одним из самых низких среди рассматриваемых стран аналогичного уровня развития.
Относительно дохода иностранных инвесторов в Республике Беларусь можно сказать следующее: в 2019 г. прямые иностранные инвесторы помимо реинвестированных доходов вывели за рубеж 477,7 млн. долл. США в виде дивидендов, прибыли и процентов, что оказало негативное влияние на величину дефицита счета текущих операций платежного баланса страны.
В целом на современном этапе отмечается заметное увеличение доходов иностранных инвесторов, заработанных в Республике Беларусь (с учетом реинвестированных доходов) – рисунок 1.
2 Мировой рынок информационных услуг: сущность, структура, значение
Рынок информационных продуктов и услуг представляет собой совокупность экономических, правовых и организационных отношений между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями) таких продуктов и услуг, возникающих при торговле ими.
Информационный рынок характеризуется наличием субъектов и объектов, механизма функционирования, определенной номенклатуры продуктов и услуг, условий и механизмов их предоставления, цен, конкуренции.
Субъектами рынка являются участники процессов товарного обмена информационными продуктами или оказания информационных услуг, т.е. покупатели и продавцы, которые могут быть индивидуальными, коллективными, государственными; оптовыми и розничными; отечественными и зарубежными и т.д.
Поставщиками (продавцами) информационных продуктов и услуг могут выступать [1, c. 88]:
- центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации;
- центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;
- службы телекоммуникации и передачи данных;
- специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи;
- коммерческие фирмы;
- информационные брокеры.
Одними из основных производителей информационных продуктов, которые одновременно выступают и основными продавцами на рынке, являются научные учреждения (институты, центры, лаборатории и т.п.). Они поставляют экономические и организационные разработки, технические и технологические новации, описание открытий и изобретений и т.д.
В числе главных поставщиков информационных продуктов также государственные статистические органы, высшие учебные заведения, социологические службы, средства массовой информации, информационные, консалтинговые фирмы и т.д.
Потребителями (покупателями) информационных продуктов и услуг могут быть разные юридические и физические лица, решающие различного рода экономические задачи.
3 Сбытовые посредники: понятие, отличительные особенности
Сбытовые посредники на внешнем рынке выступают от своего имени и за свой счет [4, c. 178].
Сбытового посредника в различных странах называют по-разному: в США и Великобритании – дистрибьютором, в Германии – торговцем по договору или торговцем за свой счет, в Бельгии и Греции – концессионером, в Республике Беларусь все более распространенными становятся названия таких посредников – дистрибьютор, дилер.
Сбытовые посредники заключают с поставщиком продукции контракт купли-продажи и затем продают ее от своего имени. Выполнение ими обязательств перед поставщиком обычно не зависит от выполнения перед ними условий договора покупателями.
Сбытовой посредник обладает большой коммерческой самостоятельностью. В то же время его нельзя приравнивать к простому покупателю. Отношения между экспортером и простым покупателем прекращаются после выполнения взаимных условий контракта купли-продажи. Покупатель вправе перепродавать товар на любых условиях и территории. Сбытовой посредник является постоянным звеном сбыта товаров экспортера, берет на себя обязательства соблюдать его интересы и вести дела в пределах предоставленных ему полномочий.
Между поставщиком и посредником устанавливается длительное сотрудничество, которое регулируется заключенными между ними, во-первых, договором о посредничестве и, во-вторых, договорами купли-продажи.
В договоре о посредничестве стороны согласуют большой перечень взаимных прав и обязанностей, связанных с организацией сбыта товаров, отличных от условий поставки, фиксируемых в контрактах купли-продажи. В таком договоре оговариваются перечень сбываемых товаров, территория сбыта, право на продажу, минимальный годовой объем реализации, обязательства посреднической фирмы о предпродажной доработке товаров, их гарантийном и техническом обслуживании, предоставлении информации о состоянии конъюнктуры рынка, согласуются взаимные обязанности сторон о содержании на складах запасов товаров, осуществлении рекламных компаний. Кроме того, в договоре о посредничестве обязательно устанавливается способ определения вознаграждения посредника, срок действия соглашения, порядок его продления и досрочного прекращения [4, c. 178].
4 Методы определения таможенной стоимости товаров и правила их применения
Для начисления таможенных платежей, для применения санкций за таможенные правонарушения и других целей определяется таможенная стоимость товаров [4, c. 224].
Принципы определения таможенной стоимости товара были включены в текст ГАТТ в 1947 г. (статья 7 «Оценка в таможенных целях») и уточнены в ходе Токийского и Уругвайского раунда переговоров.
Определение таможенной стоимости производится по следующим методам:
- по цене сделки с ввозимыми товарами (метод 1);
- по цене сделки с идентичными товарами (метод 2);
- по цене сделки с однородными товарами (метод 3);
- вычитания стоимости (метод 4);
- сложения стоимости (метод 5);
- резервный метод (метод 6).
Причем, каждый последующий метод может применяться, если не может быть использован предыдущий.
Первым методом определения таможенной стоимости является оценка по цене сделки с ввозимыми товарами. Под ценой сделки понимается как фактически уплаченная цена, так и цена, подлежащая уплате за ввозимые товары.
В таможенную стоимость вещей при оценке по цене сделки с ввозимыми товарами должны быть включены отнесенные за счет покупателя и исчисленные отдельно следующие расходы:
- затраты на транспортировку ввозимых товаров до места их таможенного оформления, в том числе расходы по погрузке- выгрузке, складированию товаров, их страхованию, по выплате посреднических вознаграждений, стоимость контейнеров и иной оборотной тары, которые рассматриваются как единое целое с оцениваемыми вещами;
- расходы, связанные с упаковкой ввозимых вещей, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
- стоимость вещей, работ и услуг, которые были предоставлены покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для использования при производстве или продаже на экспорт оцениваемых товаров, в том числе сырья, материалов, комплектующих изделий, инструментов, вспомогательных материалов, затраты на инженерную и опытно- конструкторскую проработку;
- лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности;
- величина части прямого или косвенного дохода продавцам от любых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых вещей.