1. Понятие «толкования» норм права. Цели и способы толкования. Виды толкования
2. Понятие «обычай». Соотношения и взаимодействие права и обычая
Задача
Список использованных источников
1. Понятие «толкования» норм права. Цели и способы толкования. Виды толкования
Толкование права – это деятельность субъектов по уяснению и разъяснению смысла (подлинного содержания) правовых норм.
Главной целью толкования является установление подлинного точного смысла и содержания правовой нормы и нормативного акта в целом. При этом толкование, прибавляя новое знание о норме, ни в коей мере не изменяет и не заменяет её. Речь идёт только о разборе, анализе, изучении данной нормы. Немаловажную роль в толковании имеет субъективное начало, поскольку толкование во многом зависит от уровня правосознания, профессионализма, компетентности, культуры толкующих лиц. Толкование связано со всеми способами реализации права. Оно является обязательной стадией правоприменительного процесса. Таким образом, толкование – важнейшее условие правильного понимания и применения норм права.
Толкование включает в себя как разъяснение, так и уяснение, поскольку сначала необходимо понять суть той или иной нормы, уяснить самому её содержание и смысл. Только после этого следует разъяснение, т.е. толкование нормы для других людей. Разъяснение находит внешнее выражение в специальных актах, которые называются акты-толкования или интерпретационные акты.
Юридическая наука выработала определённые способы толкования правовых норм, под которыми понимаются конкретные приёмы, процедуры, технологии, с помощью которых уясняется и разъясняется норма права, устанавливается выраженная в ней воля законодателя – в целях правильного её применения.
Различают следующие способы:
1) грамматический.
Предполагается анализ нормы права с точки зрения лексико-грамматических, стилистических, морфологических требований, выяснения значения отдельных слов, фраз, выражений, союзов и т.д. Таким образом, выделяется буквальный смысл закона.
2) логический.
Это интерпретация норм права на основе законов логики. Выясняется прежде всего внутренняя (логическая) структура нормы, взаимосвязь трёх её элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. Существуют приёмы формальной логики, применяемые с целью достижения подлинного смысла, а именно доведение до абсурда и доказательство от противного.
3) систематический.
Это установление смысла правовой нормы в связи с местом, которое она занимает в системе права, а также в зависимости от её «окружения». Это обусловлено системностью самого права, где все нормы тесно взаимосвязаны, расположены в определённом порядке, зависят друг от друга. Здесь упор делается на внешние связи норм права.
4) историко-политический.
2. Понятие «обычай». Соотношения и взаимодействие права и обычая
Обычаи - это исторически сложившиеся и вошедшие в привычку вследствие многократного применения правила поведения, действие которых обеспечивается общественным мнением. Обычаи - наиболее древний вид социальных норм, возникший, как известно, еще в первобытном обществе. Они складываются в быту, на производстве, в семейных и иных отношениях. Внешне они выражены в ставшем привычным фактическом поведении людей и неотделимы от него. По своей природе обычаи достаточно консервативны и способны существовать без каких-либо изменений на протяжении многих веков. Это, однако, не означает, что обычаи совсем не меняются. С развитием общества происходят изменения и в обычаях. На смену одним обычаям постепенно приходят другие, новые, отражающие иные интересы и потребности людей.
Обычаи, действующие в обществе, не представляют собой какой-то единой системы норм. Как правило, они выступают в виде многочисленных, неизвестных друг от друга нормативных систем, действующих в различных социальных группах и различных сферах человеческой деятельности. При этом обычаи весьма разнообразны. Помимо обычаев как таковых выделяют традиции, обряды, ритуалы, нравы, обыкновения и другие.
Соотношение права и обычаев принято рассматривать с точки зрения их единства, различия и взаимодействия.
Единство права и обычаев, также как единство права и морали, характеризуется наличием у них общих черт. К наиболее важным из них относится то, что, во-первых, право и обычай - это правила поведения людей; во-вторых, это правила поведения общего характера и, в-третьих, это основные регуляторы общественных отношений. Кроме того, среди общих черт права и обычаев можно выделить и то, что право и обычаи обусловлены экономическими, политическими, социально-культурными и иными факторами и являются продуктами сознательно-волевой деятельности людей.
Различие права и обычаев можно провести по способу возникновения, по форме внешнего выражения, по степени определенности, по способу обеспечения и некоторым другим критериям.
По способу возникновения право и обычаи различаются тем, что право устанавливается или санкционируется государством, в то время как обычаи возникают стихийно. Они складываются в результате многократного повторения одних и тех же актов поведения, которые постепенно входят в привычку и становятся общим правилом.
Задача
РЕШЕНИЕ:
Ст. 173 УК РБ – вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение
Субъективная сторона – прямой умысел
Субъект–лицо, достигшее 18 лет
Объективная сторона –вовлечение в систематическое употребление напитков, занятие бродяжничеством и попрошайничеством