1 Правотворчество в Республике Беларусь: понятие, сущность, принципы, виды
2 Представительство и доверенность: понятие, содержание, виды
Задача 1
Задача 2
Список использованных источников
1 Правотворчество в Республике Беларусь: понятие, сущность, принципы, виды
Правотворчество – это специальная деятельность компетентных государственных органов, непосредственно народа (при референдуме) по установлению норм права, их переработке и отмене [1, с. 302].
Сущность правотворчества заключается в том, что это государственная деятельность, то есть деятельность главным образом органов государства. Они принимают, создают нормы права, обязательные для тех, кому они адресованы.
Смысл и значение правотворчества состоят в том, чтобы избрать такой вариант регулирования, юридической регламентации, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и целям народа и законодателя, способствовал прогрессу общества.
Правотворчество является составной частью процесса правообразования, который включает в себя помимо правотворческого предшествующий ему подготовительный процесс формирования права, в ходе которого осуществляется научный анализ, оценка действительности, выработка концепций будущего правового регулирования. Правообразование является процессом формирования государственной воли в законе.
Принципы правотворчества — это основные начала осуществления правотворческой деятельности [2, с.299].
К принципам правотворчества относятся: конституционности; соответствия актов нижестоящих государственных органов (должностных лиц) актам Главы государства и вышестоящих государственных органов; приоритета общепризнанных принципов международного права; защиты прав и свобод, законных интересов граждан и социальной справедливости; научности [3, ст.7].
Также к принципам правотворчества следует отнести принцип демократизма, принцип гласности, принцип законности.
2 Представительство и доверенность: понятие, содержание, виды
Под представительством понимается совершение одним лицом, представителем, в пределах имеющихся у него полномочий сделок и иных юридических действий от имени и в интересах другого лица, представляемого. Сделка, совершаемая представителем на основании его полномочий, непосредственно создаёт, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого [7, ст. 183] .
С помощью представительства могут осуществляться не только имущественные, но и некоторые личные неимущественные права. Однако не допускается совершение через представителя сделок, которые по своему характеру могут быть совершены только лично, а также других сделок в случаях, предусмотренных законом [7, ст.183].
В отношениях представительства принято различать трёх субъектов – представляемого, представителя и третье лицо, с которым у представляемого возникает правовая связь благодаря действиям представителя [8, с. 475].
Действия представителя создают, изменяют или прекращают гражданские права и обязанности представляемого лишь тогда, когда они совершаются в пределах предоставленных представителю полномочий.
Одни учёные рассматривают полномочие представителя как особое субъективное право, которому не соответствует чья-либо конкретная обязанность либо противостоит обязанность представляемого принять на себя все юридические последствия действий представителя.
Возникновение у представителя необходимого полномочия закон связывает прежде всего с волеизъявлением представляемого, а также с другими юридическими фактами, специально указанными в законе. Полномочия представителя могут основываться на доверенности, административном акте или законе. Объем и характер полномочий представителя, а также условия их осуществления прямо зависят от лежащих в основе представительства юридических фактов. Соответственно различаются и сами виды представительства:
Задача 1
Служащий Лямин после обеденного перерыва явился на работу в нетрезвом виде. Руководитель учреждения составил об этом акт и передал его в органы милиции для привлечения к административной ответственности «за появление в нетрезвом виде в общественном месте» на основании которого он был подвергнут административному взысканию (в виде предупреждения). Правильно ли наказан Лямин? Какие меры могла принять администрация в соответствии с Трудовым Кодексом РБ?
Решение
В соответствии с ч.2 ст. 17.3 Кодекса Республик Беларусь об административных правонарушениях: «2. Нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения – влечет наложение штрафа в размере от одной до десяти базовых величин.»
Таким образом, наложение на Лямина меры административного взыскания в виде предупреждения является неправомерным.
Задача 2
Гражданин О., у которого похитили ценные вещи, погнался за вором с охотничьим ружьем. Несмотря на предупредительный выстрел вверх, вор продолжал бежать. Вторым выстрелом О. ранил его в живот.
Можно ли привлечь гражданина О. к уголовной ответственности? Если да, то какой?
Решение
В соответствии со ст. 35 Уголовного кодекса Республики Беларусь:
Не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для передачи органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, когда оно пытается или может скрыться от следствия и суда, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер.
1. Вишневский, А. Ф. Общая теория государства и права : учебник / А. Ф. Вишневский, Н. А. Горбаток, В .А. Кучинский; под ред. В. А. Кучинского. – М. : Изд-во деловой и учебной литературы, 2004. — 640 с.
2. Дробязко, С. Г., Общая теория права : учеб. пос. / С. Г. Дробязко, В. С. Козлов. — Минск : БИП—С, 2003. — 336 с.
3. О нормативных правовых актах Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь от 10 янв. 2000 г. № 361-3 : с изм. и доп. : текст по состоянию на 1 фев. 2017 г. – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2/136
4. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). — Минск : Амалфея, 2005. — 48 с.
5. Матузов, Н. И. Теория государства и права : учебник / Н. И. Матузов, А. В. Малько. — М. : Юристъ, 2004. — 512 с.
6. Нерсесесянц, В. С. Общая теория права и государства : учеб. для юридических вузов и факультетов / В. С. Нерсесянц. — М. : НОРМА, 2001. — 552 с.
7. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 декабря 1998 г. №218-З: принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: одобрен Советом Респ. 19 ноября 1998 г.: в ред. от 05.01.2017 г. // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2017
8. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь: В 2 кн. Кн. 1 / Отв. ред. В.Ф. Чигир. – Мн., 2000. - 767 с
9. Гражданское право. В 2-х томах / Отв. ред. Суханов Е.А. – М., 1994. - 405 с.
10. Гражданское право. Учебник / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. Ч.1. – С.-Пб., 1997. - 765 с.