1. Информационный блок
2. Описание технологии опыта
3. Заключение
Список использованной литературы
1. Информационный блок
Тема опыта: «Развитие речи у детей раннего возраста посредством использования метода Синквейна и адаптированных игр с кубиками».
Актуальность опыта
Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у современных детей, начиная с раннего возраста, часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.
Решение проблем речи является актуальной темой в раннем и дошкольном возрасте. Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно запустить процесс развития речи у детей.
Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем.
Синквейны часто используются современными педагогами в непосредственной образовательной деятельности и на занятиях с детьми раннего возраста в учреждении дошкольного образования. Уже в раннем возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.
Эффективными в работе с детьми раннего возраста являются также адаптированные игры с кубиками. Ведь одной из самых, наверно, простых игрушек, которую можно давать ребенку сразу как он сможет ее удерживать в своей маленькой руке, является именно кубик, тем более, сейчас, в наши дни, их такое многообразие – больших и маленьких, твердых и мягких, цветных и однотонных. Предлагая или показывая ребенку кубики, сразу активизируется речевая деятельность, когда взрослый говорит, что это, называя предмет словом и его особенности (стороны, углы).
2. Описание технологии опыта
Ведущая идея опыта
Использование метода синквейна позволяет активизировать задатки творческих способностей детей раннего возраста, воображения и, конечно, речи. Если начать работу по развитию речи еще в раннем возрасте, она позволит в дальнейшем значительно обогатить речь ребенка, что в свою очередь, будет способствовать установлению успешных коммуникаций уже в младшей группе учреждения дошкольного образования4, с.86.
Адаптированные игры с кубиками посредством использования метода синквейна могут быть эффективно использованы для развития речи детей раннего возраста по той причине, что кубик является одним из первых игровых атрибутов, с которым ребенок легко и с удовольствием взаимодействует в игре. Если такие игровые действия взрослый будет сопровождать речевыми комментариями, это значительно поспособствует развитию речи ребенка раннего возраста.
Описание сути опыта
Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов опыта: что защищается и как применяется. Необходимо представить научную основу опыта.
В связи с продолжением модернизации образования и введением образовательных стандартов нового поколения перед современной логопедией как педагогической наукой стоит ряд задач, связанных с постоянным активным поиском путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях.
3. Заключение
Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта.
Синквейн-технология – такой вид деятельности, который способствует развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного развития ребенка, что позволяет выстраивать вариативное развивающее образование, ориентированное на уровень развития ребенка. Использование метода синквейна в работе с детьми 2-3 лет позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка.
Целесообразность использования синквейна в моей педагогической практике объясняется тем, что эта технология показала себя очень эффективной, она открывает новые возможности взаимодействия с ребёнком, гармонично вписывается в работу по развитию речи.
Хочу отметить, что синквейн носит характер комплексного воздействия, он развивает не только речь, но и высшие психические функции (память, внимание, мышление и др.); развивает устную связную речь ребенка и интонационную сторону речи; является неиссякаемым источником для творчества детей.
1. Акименко, В.М. Новые педагогические технологии: учеб-метод. пособие / В.М. Акименко. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2008. – 165 с.
2. Акименко, В.М. Развивающие технологии в логопедии / В.М. Акименко. – Ростов- н/Д.: Феникс, 2011. – 211 с.
3. Душка, Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников / Н. Душка // Логопед. – 2005. – № 5. – С. 56-60.
4. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 230 с.