Маркетинг и задачи повышения качества и конкурентоспособности продукции на рынке
Маркетинг и задачи повышения качества и конкурентоспособности продукции на рынке
Конкурентоспособность продукции, работ и услуг является важнейшим показателем функционирования предприятий в условиях рыночной экономики. Целью компании является получение прибыли. Однако эта цель может быть достигнута только путем производства продукта или предоставления услуг, необходимых обществу. В то же время на рынке существует несколько производителей одного и того же продукта, и потребительские предпочтения могут быть даны конкретному продукту. Поэтому для продажи продукт должен отличаться от других подобных продуктов, то есть конкурировать с ними. Это важнейшее условие продажи любого товара [1, с. 67].
Конкурентоспособность продукта или услуги-это его способность выдерживать конкуренцию, то есть способность успешно продавать на определенном рынке в определенное время. Для этого продукт должен соответствовать конкретным возможностям и быть доступным для потребителя. Конкурентоспособность-это комплексная характеристика, определяющая предпочтения продукта на рынке по сравнению с аналогичными продуктами-конкурентами, как с точки зрения степени соответствия конкретным социальным потребностям, так и с точки зрения стоимости его удовлетворения. В то же время среди продукции аналогичного назначения наибольший эффект по своим характеристикам дает продукция, связанная с потребительскими ценами, которая в настоящее время является наиболее конкурентоспособной на рынке [2, с. 27].
Таким образом, конкурентоспособность продукции основывается на двух параметрах: качестве и цене. Оценка конкурентоспособности базируется на сравнительном анализе общих характеристик конкурирующей продукции в зависимости от степени удовлетворения конкретных потребностей и потребительских цен.
Качество-это совокупность свойств продукта, определяющих его пригодность для удовлетворения определенных потребностей в соответствии с их назначением.
Качество является основным фактором конкурентоспособности продукции. Некачественная продукция имеет низкую конкурентоспособность.
Качество и конкурентоспособность представляют различные характеристики продукта. В отличие от качества, конкурентоспособность продукта зависит только от свойств, которые интересуют покупателя и отвечают конкретным потребностям. Другие характеристики продукции, формирующей ее качество, могут быть проигнорированы потребителем и не учтены при оценке конкурентоспособности[3, с. 97].
Выбор базы оценки также отражает различия в определении конкурентоспособности и качества. При оценке качества аналогичная продукция принимается в качестве стандарта. При этом классификация изделий по показателям, характеризующим не только область применения, но и конкретные конструктивные и технические характеристики, еще больше ограничивает выбор сравнительной базы.
При оценке конкурентоспособности сравнение проводится на основе конкретных потребностей, и в качестве эталона могут использоваться гетерогенные продукты, такие как альтернативные продукты.
Таким образом, основное различие между качеством и конкурентоспособностью заключается в том, что качество-это всего лишь набор атрибутов, а конкурентоспособность-это отношение потребителя к этим атрибутам продукта.
Существует также тесная связь между качеством и конкурентоспособностью. Во-первых, они определяются целостностью свойств продукта, во-вторых, они изменяют параметры, обусловленные потребностями общества и развитием научно-технического прогресса.
1 Азоев, Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы. [Текст]. Учебное пособие / Г.Л. Азоев, А.П. Челенков. – М.: ОАО Типография «Новости», 2012. – 256 с.
2 Ахматова, М. Теоретические модели конкурентоспособности. / М. Ахматова, Е. Попов. // Маркетинг. – №4. – 2013. – С. 25-38.
3 Долинская, М. Г. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции / М. Г. Долинская, И. А. Соловьев. – М.: Издательство стандартов, 2011. – 342 с.
4 Портер, М.Э. Международная конкуренция: пер. с англ. / М. Э. Портер – М.: Международные отношения., 2013. – 896 с.