Познавательные процессы: мышление и речь
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Готовые контрольные работы
на тему: «Познавательные процессы: мышление и речь»
по дисциплине: «Психология»
2020
10 BYN
Познавательные процессы: мышление и речь
Тип работы: Готовые контрольные работы
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 49.
Поделиться
1. Сущность мышления.
2. Мышление как деятельность.
3. Характеристика речевой деятельности.
4. Характеристика взаимосвязи мышления и речи.
1. Сущность мышления.
Понятие о мышлении как высшей форме познавательной деятельности. Социальная природа мышления. Мышление и личность.
Детерминация мышления. Мышление и чувственное познание. Изучение мышления в психологии и логике. Суждения и умозаключения. Мышление как процесс.
Мышление – это процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Ощущения и восприятие дают возможность непосредственно познать отдельные предметы и явления реального мира. С помощью органов чувств мы воспринимаем действительность непосредственно. Ощущение и восприятие отражают отдельные стороны явлений, предметов. Ощущения и восприятия дают нам знание единичного – отдельных предметов и явлений (или их сторон, свойств, качеств) реального мира. Такое знание никак не может быть достаточным. Жизнь, практика требуют умения предвидеть результаты наших действий, последствий различных явлений, событий, нами воспринимаемых. Знание единичного не дает достаточного основания для предвидения. Каждый, даже самый простой, вывод требует каких-то знаний и сделанных прежде обобщений.
Отталкиваясь от ощущений и восприятий, мышление позволяет опосредственно – умозаключением – раскрыть то, что непосредственно – восприятием – не дано. Мышление позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, сравнивает, различает и раскрывает отношения. Раскрытие отношений, связей между предметами составляет существенную задачу мышления. Через
раскрытие этих отношений мышление раскрывает новые, непосредственно не
данные абстрактные свойства. Таким образом, мышление позволяет глубже
познать сущность окружающего мира, нежели с помощью чувств и ощущений. Обобщенное отражение (познание) действительности - важнейший признак мышления. Поэтому мы можем сказать, что мышление есть отражение закономерных существенных связей. Итак, мышление – это процесс опосредованного и обобщённого познания (отражения) окружающего мира.
Благодаря познавательной деятельности человек не только способен адекватно приспосабливаться к внешней среде, но и активно изменять ее в соответствии со своими потребностями. Последнее во многом возможно вследствие обобщенного и опосредствованного отражения окружающего мира, связанного с мышлением.
2. Мышление как деятельность.
Мышление как деятельность. Мотивация мыслительной деятельности. Проблемная ситуация и задача. Мышление и решение задач. Вероятностная структура мыслительной деятельности. Выяснение условий задачи, гипотеза, программа решения, мыслительные операции, сопоставление полученных результатов с исходными условиями и т.д. Моделирование мышления. Мышление человека и "мышление" машины. Эвристический подход к проблемам мышления. Основные механизмы мышления. Мышление как анализ и синтез. Виды мышления и его индивидуальные особенности. Значения целеустремленности мышления. Культура ума.
Всякая мыслительная деятельность целенаправленна. Мыслить человек
начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или
недоумения, с противоречия. Когда мы сталкиваемся с каким-либо затруднением, которое надо преодолеть, мы начинаем думать, размышлять.
Иными словами, мыслительная деятельность - это всегда решение задачи, заключающей в себе вопрос, ответ на который находится не сразу и не непосредственно. Разрешение задачи является естественным завершением мыслительного процесса. Всякое прекращение его, пока цель не достигнута, будет испытываться субъектом как срыв или неудача. Решение задачи или ответ на вопрос приходится искать, пользуясь промежуточными звеньями между вопросом и ответом (например, простая арифметическая задача). Здесь очень важно умение подметить непонятное, требующее разъяснения, т.е. умение увидеть вопрос. Сформулировать, в чем вопрос, - значит уже подняться до известного понимания, а понять задачу или проблему - значит найти путь для ее решения. Первый признак мыслящего человека - способность видеть проблемы там, где они есть. Сила великого ума нередко проявляется в том, что в чем-то привычном человек видит проблему, которую надо решить (Ломоносов, Павлов, Циолковский, Бехтерев, Менделеев и многие другие).
В ходе решения сложной задачи можно выделить несколько основных
этапов процесса мышления. Начало мыслительного процесса состоит в осознании проблемной ситуации. Уже этот этап оказывается не всем под
силу - тот, кто не привык мыслить, воспринимает окружающий мир как само собой разумеющееся. Чем больше знаний, тем больше проблем видит человек. Необходимо иметь мышление И. Ньютона, чтобы увидеть в падающем на землю яблоке проблему. В структуру проблемной ситуации
входят познавательная потребность, побуждающая человека к деятельности
неизвестное достигаемое знание (т.е. предмет потребности) и интеллектуальные возможности человека. Следующий этап мыслительного
процесса состоит в формулировке задачи. Это означает, что в данных условиях удалось предварительно расчленить известное (данное) и неизвестное (искомое), а также определить требование (цель). Следующий этап мыслительного процесса - это разработка стратегии решения задачи, общей схемы решения.
3. Характеристика речевой деятельности.
Мышление и речь. Единство мышления и речи. Физиологические основы мышления. Роль скрытых речевых реакций в процессах мышления. Виды речевой деятельности. Устная речь. Интонация и другие коммуникативные и экспрессивные возможности устной речи. Диалогическая и монологическая речь и ее особенности.
Внутренняя речь, ее происхождение. Взаимосвязь внутренней и внешней речи. Важнейшие черты внутренней речи, ее сокращенность и обобщенность. Письменная речь. Внутренняя речевая деятельность и письменная речь. Понимание письменной речи. Роль слова в формировании понятий. Исторический процесс образования понятий. Формирования понятий в процессе обучения.
Основной единицей языка является слово. Можно выделить две основные функции слова, обозначаемые терминами «предметная отнесенность» и «значение». Каждое слово обозначает какой-либо предмет,
вызывает у нас образ этого предмета. Эта первая основная функция слова и
называется предметной отнесенностью. Слово имеет и другую более сложную функцию: оно дает возможность анализировать предметы, выделять в них существенные свойства, относить предметы к определенной
категории – т.е. является средством абстракции и обобщения. Эта вторая функция слова обычно обозначается термином «значение слова». Это позволяет перейти от наглядных обозначений к более общим понятиям. Речевая деятельность может осуществляться человеком как на основе воспроизведения речевых образов во внешнем, так и во внутреннем плане. В
связи с этим принято различать внешнюю и внутреннюю речь.
Существует несколько теорий развития речевой деятельности. В их снове лежат три фактора: научение созревание и умственное развитие. Все три фактора взаимосвязаны между собой, и от них зависит весь ход развития речевой деятельности, начиная с раннего детского возраста. Научение начинается с первых дней жизни ребенка. Мать, ухаживая за ребенком, обращается к нему с ласковыми и нежными словами, и ребенок эмоционально реагирует на них. Хотя ребенок и не понимает обращенную к нему речь, но он привыкает к звукам членораздельной человеческой речи, и у него постепенно формируется фонематический слух. Известно, что дети, лишенные человеческого общества и не слышавшие человеческой речи, не научатся говорить и понимать других людей.
Наиболее интенсивное развитие речи у нормального ребенка падает на возраст от одного до трех лет. Этот период является наиболее благоприятным (сензитивным) для развития речи. В течение первого года жизни у детей происходит созревание специфических задатков, обеспечивающих их последующую речевую деятельность. В данном случае на развитие речи у детей оказывает влияние второй фактор, связанный с созреванием и развитием речевого аппарата и нервных центров, регулирующих его деятельность. На быстрое развитие речевой деятельности.
4. Характеристика взаимосвязи мышления и речи.
Мышление и речь. Единство мышления и речи. Физиологические основы мышления. Роль скрытых речевых реакций в процессах мышления.
Известно, что на психику и духовный мир человека оказывают решающее влияние четыре основных фактора: общество, культура, идеология, язык и речь. Базовым фактором является общество, вне которого немыслима человеческая жизнь и формирование духовного облика человека. Все остальных факторы являются производными, так как они есть продукт функционирования, человеческого общества. Язык и речь, порождаемые обществом, в свою очередь, являются основным условием развития общества, культуры, идеологии и духовного мира каждого человека как члена общества.
Что же такое язык и речь и почему они определяют духовное и вообще
психическое развитие человека? Язык и речь неразрывно связаны между собой. Их существование и развитие невозможно друг без друга. Там, где
появляется язык, возникает и речь. Если не осуществляется речь, исчезает и
язык. Хотя язык и речь функционируют вместе, но они представляют собой по форме своего существования разные явления. Язык - это система словесных знаков, посредством которых люди обозначают предметы и явления как реального, так и потустороннего мира. Язык является средством закрепления, передачи и усвоения личного, так и общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе осуществления практической и познавательной деятельности людей. Язык создается людьми и является общественно-историческим явлением. В языке народа отражается его духовный мир, его знания, его верования, нравственные и моральные идеалы, обычаи и традиции, надежды и чаяния, словом, все то, что составляет духовную жизнь общества. Язык дает возможность людям осуществлять совместную деятельность, ставить общие цели, достигать выдающихся результатов в познавательной и созидательной деятельности. Язык является важнейшим средством общения между людьми, средством сообщения информации и средством воздействия друг на друга. Язык, как система словесных знаков, порождается и осуществляется посредством речевой деятельности. Слова могут существовать в форме звуков, графических знаков и моторных символов, возникающих в результате функционирования органов речи. Таким образом, речь можно рассматривать как деятельность, направленную на воспроизведение и восприятие звуковых, графических и кинестезических образов слов, на основе которых возникает, существует и проявляется сознательная психика человека и его духовный мир. Каким же образом сознательная психика и духовный мир человека связаны с языком и речью? Это происходит благодаря тому, что слово, как основной элемент языка и речи, имеет, с одной стороны, общее смысловое содержание, закрепленное за ним обществом, а, с другой стороны конкретное личное содержание, приобретенное на основе индивидуального опыта.
1. Введение в психологию: учеб. пособие / Под ред. А.П. Лобанова, С.И. Коптевой. – Мн.: Высш. шк., 2004. – 302 с.
2. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии / П.Я.Гальперин. – М.: АСТ: КДУ, 2007. – 399 с.
3. Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы. В 3-х ч. Ч.2. / В.М. Козубовский – Мн.: Амалфея, 2004. – 311 с.
4. Крысько, В.Г. Общая психология / В.Г.Крысько. – СПб.: Питер, 2009. – 253 с.
5. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2009. – 582 с.
6. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – Кн. 1: Общие основы психологии / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
7. Петровский, А.В. Психология / А.В.Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2007. – 501 с.
8. Рогов, Е.И. Общая психология / Под ред. Е.И. Рогова. – М.: Ростов н/ Д.: Март, 2008. – 557 с.
9. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т. 2. / С.Л. Рубинштейн – М.: Педагогика, 1989. – 456с.
10. Саблин, B.C. Психология человека / B.C. Саблин, С.П. Слаква. – М.: Дашков и К, 2006. –741 с.
11. Сорокун, Г.А. Основы психологии / П.А. Сорокун. – Псков: ПГПУ, 2005 - 312 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 49.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты