Вопрос 1
Вопрос 2
Вопрос 3
Список использованных источников
Вопрос 1. Понятие субъекта и объекта познания. Взаимосвязь между субъектом и объектом.
Субъект познания — это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания.
В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного “Я”) определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.
Объект познания – это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.
Объект не тождественен объективной реальности, материи. Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания. В этой связи ясно, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга. Предмет есть лишь одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки.
Вопрос 2. Определение стратификации. Сословия как историческая форма стратификации.
Стратификация – это дифференцирование людей или групп на социальные классы и слои (страты), характеризующаяся неравенством по уровню доходов, властных полномочий, престижа профессии, образования и т.п. Стратификация указывает на социальные расхождения в обществе, разделение на привилегированных и непривилегированных, богатых и бедных и т.д.
Понятие «стратификация» (от лат. stratum – слой, fasio – делаю) было позаимствовано социальной философией у геологии, в которой оно обозначает порядок размещения по вертикали пластов разнообразных пород. Социология отождествила строение общества со строением Земли: социальные слои (страты) тоже располагаются по вертикали. Основным критериям деления служит уровень дохода: наиболее бедная прослойка занимает низшую ступень, среднюю ступень – прослойка зажиточного населения и самую высокую – богатая прослойка.
Следовательно, страта – социальная прослойка людей, которые имеют схожие объективные показатели по четырем шкалам стратификации.
Сословная система социальной стратификации в своем классическом виде существовала еще в 11-15 веках на территории феодальной Европы. Ее национальные подвиды и разновидности встречались в дальнейшем во многих иных традиционных культурах:
• Арабской культуре;
• Индийской культуре;
• Китайской культуре.
Сословия принято определять как классы, на которые подразделяется все общество в зависимости от прав и обязанностей, которые учреждены со стороны верховной власти.
Вопрос 3. Назовите типы политического лидерства (авторы – М. Вебер, Н. Макиавелли, М. Дж. Херманн). На основе изученного материала определите, какие типы лидерства характерны для следующих глав государств: В. Ленин, Ф. Кастро, Т. Рузвельт, Наполеон, М.С. Горбачев, Александр II Освободитель, Петр I, Мао Цзэдун. Свой ответ обязательно объясните. Какой тип лидеров распространен в современных условиях?
Лидерство есть везде, где есть власть и организация. Само слово «лидер» в переводе с английского («leader») означает «ведущий», «руководящий».
В широком, социальном смысле лидерство – это способность влиять на отдельные личности и группы людей, направляя их усилия на достижение целей организации или индивида.
Отличительная черта политического лидерства – неразрывная связь с феноменом власти.
Политическое лидерство на международном уровне зависит от лидерства наиболее значимых государств.
Общенациональные политические лидеры – самый признаваемый, самый универсальный, вызывающий всеобщий интерес элемент политической жизни.
Современное содержание политического лидерства:
Во-первых, фиксирует в теоретической форме специфический аспект деятельности по руководству определенной общностью людей в сфере политики.
Во-вторых, характеризует свойственное руководящей деятельности отношение между ее субъектом и объектом.
В-третьих, является одним из основополагающих институтов политической системы, который характеризует способ построения власти, основанный на интеграции различных групп вокруг выдвигаемой лидером программы решения определенных задач.
1. Крюков В.В. Философия: Учебник для студентов технических ВУЗов / В.В. Крюков. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2006. – 219 с.
2. Степин, В. С. Основы философии науки / В. С. Степин. – М.: 2004.
3. Гоббс Т. Избранные произведения: в 2 т./ Т. Гоббс. – М.,1964. – Т.2. С.50.
4. Платон. Сочинения: в 3 т. / Платон. – М., 1968. – Т.1. С.417.