Актуальность данного кружка в том, что декоративно - прикладное искусство – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх, инсценировках. Так же, при художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует на развитие речи ребенка. Именно поэтому мы приняли решение работать в этом направлении.
Цель работы - развитие мелкой моторики рук, знакомство с различными способами художественных техник в декоративной деятельности из различных материалов, техникой моделирования.
1.Сформировать у детей интерес к видам труда.
2.Познакомить со свойствами материалов.
3.Способствовать выработке навыков работы с различными материалами.
4.Развивать умение пользоваться простейшими инструментами.
5.Способствовать развитию конструкторской деятельности.
6.Формировать умения наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости листа.
7.Развивать твёрдость руки, технические навыки.
8.Способствовать развитию внимания, памяти, воображения, эстетического восприятия, творческой фантазии.
2. Организация кружковой работы. Учебно-материальное обеспечение.
В соответствии со стандартом дошкольного образования необходимо обеспечить развитие личности ребёнка, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. В области художественно-эстетического развития особое значение имеет развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, фольклора, реализация самостоятельной творческой деятельности детей (в т. ч. изобразительной). Реализацию задач в данной области эффективнее всего осуществлять через ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством.
Изобразительное искусство (живопись, декоративно-прикладное творчество) в силу своей конкретности и наглядности, оказывает большое влияние на детей, даёт возможность знакомить их с новыми явлениями в жизни, быту, обогащает представления. Благодаря конкретности, яркости воплощения, художественный образ всегда волнует, вызывает чувства симпатии, радости, праздника. Народное искусство, как проявление творчества народа, близко по своей природе творчеству ребёнка (красота, завершённость формы, обобщённость образа). Именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему. Говоря о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, отмечается и его терапевтический эффект. Знакомясь с изделиями народных умельцев, у детей появляется чувство удовлетворения, радости, что создаёт эмоционально благоприятную обстановку. Дети получают эмоционально-положительное подкрепление в виде успешности осуществляемой деятельности. Испытывают чувство умелости и связанного с ним удовольствия. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска. И всё это обеспечивает психологическую разгрузку. Появляется спокойствие, уверенность в себе, в своих силах, ощущение радости.
Для знакомства детей с декоративно-прикладным искусством используется как непосредственная образовательная деятельность, так и большая индивидуальная работа. В комплекс занятий входят занятия по родному языку, аппликации, лепке, комплексные занятия, и собственно занятия по декоративному рисованию. Занятия делятся на ознакомительные, творческие и закрепляющие.
3. Планирование кружковой работы.
Выделяют два вида планирования кружковой работы: перспективное и текущее.
Перспективное планирование представлено программами, определяющими содержание работы кружков, которые разрабатываются методическими кабинетами при органах образования, а также станциями юным техников, юннатов, т.д. Программы рассчитаны на 1 и на 2 года обучения. Программы являются примерными. Руководитель кружка имеет право вносить в них изменения. В программах обычно указывают, на какие знания и умения школьников по общеобразовательным предметам можно опереться, какие новые – сообщить. Дается также содержание практической работы. План проведения занятий по одной из тем той же программы приведен в приложении. Занятия в кружке обычно занимают два академических часа один раз в неделю. В одном кружке не следует объединять более 15 учащихся, так как в противном случае трудно обеспечить индивидуальное руководство их работой. В кружках может входить несколько секций; для каждой назначается руководитель. Необходимость в создании секции возникает, когда несколько различных предметных кружков выполняют, например, один заказ базового предприятия. В связи с этим названные кружки становятся секциями одного кружка. Однако основная их деятельность протекает самостоятельно. Важной предпосылкой успешной работы кружков является наличие необходимой материальной базы. Чрезвычайно важное значение для успешной работы кружка имеет методическая сторона дела. С точки зрения методики кружковой работы необходимо уделять особое внимание таким вопросам, как структура кружкового занятия, методы и формы организации обучения.
Текущее планирование представляет собой разработку плана, структуры и содержания отдельного занятия. В глазах учащихся главная цель кружкового занятия – изготовление определенного объекта труда. Поэтому целесообразно все занятия строить так, чтобы на каждом из них учащиеся занимались производительным трудом. Однако известно, что нужен не любой производительный труд, а осмысленный, творческий. Поэтому практическая деятельность должна осуществляться лишь после актуализации имеющихся у учащихся знаний, сообщения новых, решения творческих задач, связанных с конструированием и разработкой технологии изготовления объекта труда.
4. Развитие творческих способностей детей в кружковой работе. Критерии оценки и условия развития изобразительного творчества дошкольника.
Творчество детей характеризуется тем, что ребенок в результате деятельности создает новый, оригинальный продукт, в котором активно открывает что - то новое для себя, а для окружающих - новое о себе. Чтобы педагоги могли оценить уровень развития изобразительных умений детей и их творческих проявлений,
Итак, критериями анализа и оценки, созданных детьми изображений будут являться:
• содержание выполненного изображения (в соответствии с этим критерием дается краткое описание того, что изображено на рисунке, в лепке, аппликации);
• передача формы (форма простая, сложная, передана точно, немного искажена, вовсе не удалась);
• строение предмета: части предмета расположены верно; их местоположение немного искажено; части предмета расположены неверно (строение предмета передано неверно);
• передача пропорций предмета в изображении;
• композиция - вытянутое построение, скученное изображение, нет единства, пропорциональность (непропорциональность) построения (отношение по величине разных изображений). Симметричное (несимметричное) построение. Ритмическое (неритмическое). Миниатюрное изображение, увеличенное. Расположение на листе отдельных изображений: по всему листу, на полосе листа (фризовое). Изображение нескольких моментов одного события на одном листе бумаги;
• передача движения. Статическое изображение. Начальный момент изображения движения (движение какой-либо части предмета или группы). Неумело выраженное движение в целом. Передано сложное движение достаточно четко и определенно;
• цвет. Передана реальная окраска предметов. В изображении преобладают насыщенные (яркие) цвета или пастельные, бледные, теплые или холодные тона. Многоцветная раскраска, преобладание одного или двух цветов. Есть отступления от реальной окраски. В декоративном рисовании соответствие колориту образца народной декоративной росписи или отступление от него.
5. Диагностика способностей детей к художественно-творческой деятельности. Показатели творчества.
Выявление и развитие творческих способностей детей, поддержка одаренных – одно из главных направлений в деятельности педагога. Обучающиеся в процессе освоения общеобразовательной (общеразвивающей) программы, концертной деятельности, участия в творческих конкурсах и фестивалях демонстрируют свои творческие способности, проявляют одаренность в той или иной области искусства. По результатам диагностики уровня освоения программы, на основе карты учета личностных качеств обучающихся, учета творческих достижений, мониторинга участия в концертах, конкурсах, фестивалях формируется информационный банк одаренных детей с целью отслеживания их дальнейшего личностного и профессионального самоопределения. А как выявить талант на более ранних этапах, как увидеть творческий потенциал ребенка еще при зачислении в объединения «Фантазии в красках», что необходимо предпринять, чтобы способности ребенка раскрылись в полной мере, в чем заключается педагогическая и родительская поддержка таких детей? Чтобы ответить на эти и другие вопросы необходимо помнить: 1. Первый признак наличия творческих способностей у ребенка – его высокая познавательная активность. Для того чтобы выявить творческий потенциал ребёнка и его творческие способности рекомендуется наблюдать за ребёнком на занятиях, в игре, отмечая следующие моменты: - предпочитаемые виды занятий, игр; - самостоятельность творческого поиска (обращается ли за помощью к взрослым, другим детям, какая помощь и на каком этапе потребовалась); - отношение ребёнка к процессу творчества (эмоциональная окрашенность, увлечённость); - инициатива (в выборе вида деятельности, создании замысла, выборе средств); - реализация творческого замысла (полнота, изменения, осознанность); - использование источников информации и выразительных средств (виды, предпочтения, разнообразие, адекватность замыслу).
6. Выставка творческих работ как перспектива развития кружковой деятельности.
В современном динамичном мире к деятельности человека в различных сферах общества предъявляют высокие требования. Специалисту необходимо обладать высоким творческим потенциалом для успешного решения задач в условиях реформирования общества. В этой связи повышается роль и значение дополнительного образования, в формировании творческих способностей и реализации потенциальных возможностей ученика. Качественно новый уровень учебно-воспитательного процесса невозможен без нового содержания образования, выявления и развития креативности учащихся.
Развитие личностного и творческого потенциала ребёнка - одна из основных задач в деятельности образовательного учреждения. Вопрос в том, как пробудить способности и как помочь им развиться. Для этого необходимо уделять огромное внимание выявлению творческих задатков ребёнка и созданию условий для развития духовно богатой, творчески-мыслящей личности, выявлению и развитию способностей каждого воспитанника с учётом его интересов и наклонностей. Педагог имеет дело, прежде всего с целостной личностью ребёнка, каждый интересен своей уникальностью, и поэтому задача руководителя кружка сберечь эту уникальность, вырастить самоценную личность, развить склонности и таланты, расширить возможности каждого Я.
Необходимо найти новые подходы к решению задач воспитания личности ребенка. Наряду с использованием методов и программ воспитания, должен быть представлен и метод креативности – ориентации на творческие процессы, на формирование и развитие творческой личности. Благоприятными условиями для развития творческих способностей учеников, является воспитательная работа, а именно выставочная деятельность. Именно выставочная деятельность является отражением и интересов ребенка и педагогического влияния.
7. Структура занятия по декоративно-прикладной деятельности.
Основными формами работы являются практические занятия. В структуру занятий, в соответствии с поставленной целью, входят: практические упражнения по овладению техниками и приёмами ручного ткачества; задания творческого характера: разработка схем для заправки поясов, эскизов аксессуаров (сумки), декорирования тканых изделий; самостоятельная практическая работа по ручному ткачеству; оформлению изделия, на основе разработанного эскиза, схемы; анализ готового изделия и устное обобщение проработанных сложностей; разработка конспектов занятий, дидактических игр, развивающих упражнений по ручному ткачеству для воспитанников старшей группы, В зависимости от целей и задач каждого конкретного занятия, его форма и структура могут варьироваться.
На занятиях по декоративно-прикладной деятельности необходимо раскрывать значение народного искусства в жизни этноса. Эстетически выразительные художественные изделия народных мастеров помогают прививать любовь к родному краю, ценить традиции родных мест.
Учебная работа на занятиях по декоративно-прикладному искусству базируется на знаниях об основных свойствах и средствах композиции, цветоведения, изучении выразительных средств декоративно-прикладного искусства. Практические занятия необходимо строить по принципу - от простого к сложному, от выполнения отдельных технологических операций по художественной обработке материалов - к творческим работам декоративно-прикладного характера.
8. Организация работы и методика обучения детей изготовлению поделок из бумаги.
На занятиях по изготовлению поделок у детей закрепляют умения и навыки работы с бумагой, полученные в старшей группе: складывать бумагу в разных направлениях, делить ее по диагонали, складывать готовые выкройки и вырезать детали по шаблону.
В подготовительной к школе группе дети учатся делать различные поделки — игрушки, используя бумагу в сочетании с другими материалами. Так, с помощью тонкой бечевки и картона изготавливаются игрушки-забавы с движущимися частями (петрушка с балалайкой, зайчик с двигающимися лапами), а из коробок, катушек, картона и бумаги — объемные игрушки (автомашины, подъемные краны, тракторы, дома). Из бумаги, картона и природного материала (кора, дощечки, палочки и др.) можно создать игрушки для игр с водой, ветром - (лодочки, кораблики, баржи, вертушки). При этом воспитатель учит детей устанавливать связь между формой предмета и его назначением (баржа — широкая с тупым носом, плывет медленно, но берет много груза и т. д.).
На занятиях по изготовлению поделок из природного материала воспитатель учит детей использовать естественную форму желудей, шишек, веток, плодов каштана и т. д., учит придавать фигуркам выразительность в соответствии с задуманной композицией, скрепляя отдельные части различными способами (клеем, проволокой, пластилином, спичками и т. д.). Дети делают разнообразные фигурки людей, животных (из желудей), фигурки птиц, рыб, бабочек (из сосновых и еловых шишек) и т. п. по заданию воспитателя и по собственному замыслу. Очень важно научить детей отыскивать сходство в корнях, ветках причудливой формы со знакомыми им образами сказочных героев, животных (старый гнем, бегущий олень, ползущая змея и т. д.). Благодаря этому у детей развиваются фантазия, выдумка, изобретательность.
Умения складывать бумагу по начерченным линиям, надрезать и склеивать в объемную форму, т.е. работать по выкройке, чертежу, закрепляются на занятии по поделке мебели. Обследуя образцы и свои выкройки, дети сами определяют, что из них можно сделать (педагог напоминает только принцип склеивания выкройки на примере крышки стола). Те, кто сидят за одним столом, распределяют работу между собой (один делает диван, другой кресло и т. д.), определяют высоту ножек у стола, стульев.
На эту же тему проводится еще одно занятие (в течение года), на котором дети делают сами выкройки и, складывая их в нужных направлениях, изготавливают различную мебель. При этом дети учатся пользоваться линейкой, проводить с ее помощью линии, отмерять ширину, длину. Воспитатель показывает и объясняет только правила пользования линейкой (как ее прикладывать, как проводить ровную линию, держа карандаш вертикально, и т. д.); остальную часть работы дети выполняют самостоятельно. До занятия дети, сидящие за одним столом, договариваются друг с другом, какую мебель они будут изготавливать, и соответственно этому отбирают материал и кладут его на свой стол.
9. Организация работы по прикладному творчеству: вышивка.
В настоящее время в нашей республике большое внимание уделяется народным умельцам и их творчеству. Создаются кружки при домах творчества, в общеобразовательных школах и детских садах Вышивка интересна и доступна не только взрослым людям, но и детям дошкольного возраста.
Занятия вышивкой развивают ребенка, воспитывают его вкус, позволяют прикоснуться к истокам культуры своего народа.
В обучении вышивке дети проходят два этапа: 1. Подражательный, способствующий усвоению алгоритма деятельности. 2. Творческий, дающий возможность применять знания и умения, полученные на первом этапе, в других условиях
Наиболее оптимальной формой организации являются занятия кружка, на которых вышивке дошкольников обучает специалист дополнительного образования и дети учатся вышивать один – два раз в неделю в течение одного или двух лет.
На занятиях по вышивке дети знакомятся с материалами и инструментами, правилами техники безопасности при работе с ними; учатся вдевать нитку в иглу, закреплять нить на ткани; овладевают техникой выполнения некоторых швов («Вперед иголку», «Назад иголку», «Перевив», «Через край» и др.).
Методические рекомендации для организации работы детей на занятиях в кружке:
• Использование сюрпризных моментов, игровых приемов и художественного слова, музыкального оформления;
• Первое занятие вышивкой проводится в игровой форме;
• Проведение анализа образцов и выполненных детских работ, показ приемов вышивки.
10. Особенности организации и методика обучения детей приемам работы с соломкой.
Соломка — замечательный материал для работы. Она оживает в умелых руках художника. Он может возродить золотые колосья, и они предстанут перед людьми в иной, невиданной красоте. Аппликация из соломки — новый вид аппликации из природного материала, которая расширяет возможности развития творческих способностей дошкольников и вполне может стать дополнением к занятиям по изодеятельности. Работа с соломкой — художественный ручной труд — оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта, речи и других психических функций ребенка, инициирует способность к самостоятельному творчеству. Красивые картинки, поделки, игрушки, которые ребенок сделает своими руками, можно дарить, они создадут уют в доме и детском саду, помогут приобрести первые трудовые навыки, развить фантазию, творческое мышление, трудолюбие, терпение и усидчивость. Этот вид деятельности является большим потенциалом развития будущих первоклассников.
Занятия аппликацией из соломки построены:
- с учетом индивидуальных возрастных особенностей детей; на постепенном усложнении доступного познавательного материала и возможности овладения разнообразными техническими навыками;
- по принципу работы на результат (использование детских работ для игр, украшения интерьера детского сада, в качестве подарков близким);
- на уважении к детскому творчеству и творчеству вообще — «Через творчество — к совершенству».
Работа с соломкой рассчитана на два года обучения, занятия проводятся с подгруппой детей из 4—8 человек.
11. Особенности организации и методика обучения детей приемам флористики и фитодизайна.
Методика организации детей с природным материалом основывается на принципах дидактики: от простого к сложному. При этом важное значение приобретает принцип повторяемости действий (например, при выполнении новых поделок учитель (воспитатель) опирается на умения, которые сформировались у детей раньше).
Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с материалами необходимы показ и объяснения учителя(воспитателя), определенные практические действия (упражнения) детей под контролем взрослого, наблюдающего за правильностью выполнения операций и формированием навыка. Стимулом для проявления детьми творчества при изготовлении игрушек из природного материала является поощрение, одобрение успехов ребенка.
Изготовлению задуманной игрушки предшествует большая подготовительная работа (экскурсии в лес, парк, к реке, ботанический сад и др. места). На экскурсиях важно учить детей пристальнее вглядываться в неповторимую красоту природы, видеть прелесть в стройных березках, величавых дубравах, мягком шелесте трав. На экскурсии можно рассказать, что наша Родина богата лесами, в них растут самые разнообразные породы деревьев, представляющих огромный запас древесины, необходимой для народного хозяйства нашей Родины (экологическое воспитание).
В беседе по проведенной экскурсии учитель (воспитатель) уточняет впечатления детей об увиденном, приобретенные новые знания. Теперь можно перейти к изготовлению игрушек из природного материала. Чтобы сделать игрушку, ребенка учат делать тщательный осмотр (анализ) образца, рисунка, фотографии игрушки; определять не только внешние характерные особенности, но и детали поделки, способы их соединения. Правильный анализ структуры изготовления игрушки является особенно важным звеном в работе. В процессе такого анализа ребенок учится мысленно планировать предстоящую работу по аналогии с образцом.
12. Организация работы по прикладному творчеству: вытинанка.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках. Наш выбор - один из традиционных видов славянского декоративно-прикладного искусства - вытынанка. С его помощью можно украсить альбом, рамку для фотографии, открытку, сделать игрушку, подставку под горячее, декоративную посуду, картину и многое другое. Очень оригинальными и красивыми получаются коробки и шкатулки украшенные вытынанкой. Выбор данного творчества обусловливается тем, что готовыми изделиями можно приукрасить свой интерьер и любимую вещь, не прибегая к дорогостоящим материалам или покупая работы у мастеров, но за большие деньги. Готовые работы можно использовать при оформлении интерьера, подобрав нужный образ рисунка и цветовую гамму можно выделить какую-либо вещь.