Введение
1. Теоретические основы фискальной политики
1.1 Сущность и виды фискальной политики
1.2 Инструменты фискальной политики
1.3 Эффективность фискальной политики
2. Эффективность фискальной политики в Республике Беларусь
2.1 Анализ современной фискальной политики в Республике Беларусь
2.2 Анализ бюджета Республики Беларусь
3. Направления совершенствования фискальной политики в Республике Беларусь
Заключение
Список литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Фискальная политика выступает одним из необходимых государству инструментов макроэкономического регулирования. Ее проведение обусловлено правительством в сфере налогообложения и государственного бюджета в целях достижения уровня полной занятости и дальнейшего экономического роста.
Тяжелое положение экономики предопределяет фискальную политику, направленную, с одной стороны, на прекращение спада производства и стимулирование производства (например, в виде отдельных налоговых льгот производителям), на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в отдельные отрасли экономики, а с другой – на сдерживание всех социальных программ, сокращение расходов и т.д. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние меняются направления фискальной политики.
Актуальность темы курсовой работы обусловлено тем, что на сегодняшний день, так как экономика Республики Беларусь, бюджет и налоговая сфера находятся в неустойчивой стадии своего развития, и как правительство будет осуществлять фискальную политику, зависит судьба всей страны в целом. Более того, актуальность темы диктуется ускорением инновационного развития и финансовой глобализацией в мире, что неизбежно приводит к усложнению задач, стоящих перед государством, и повышению роли финансов в системе.
Финансовая стабилизация экономики Республики Беларусь невозможна без проведения эффективной фискальной политики. Государственное регулирование непосредственно связано с решением таких проблем, как снижение бюджетного дефицита и государственного долга, обеспечение достаточных и стабильных поступлений в бюджет, повышение уровня собираемости налогов и сборов, снижение налоговой нагрузки на экономику и др.
Фискальная политика предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности и решения различных социальных задач.
Объектом данного исследования является фискальная политика.
Предмет исследования – анализ фискальной политики Республики Беларусь.
Цель курсовой работы – раскрытие теоретических и практических аспектов формирования и реализации фискальной политики, современных тенденций и перспектив ее осуществления для обеспечения дальнейшего роста и развития экономики Республики Беларусь.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть сущность и виды фискальной политики;
- изучить инструменты фискальной политики;
- изучить эффективность фискальной политики;
- провести анализ современной фискальной политики в Республике Беларусь;
- провести анализ доходов бюджета;
- выявить направления совершенствования фискальной политики в Республике Беларусь.
Основными методами, используемыми при написании курсовой работы, являются метод сравнительного анализа, графический метод.
Теоретическую и информационную базу исследования составляют материалы зарубежной и отечественной литературы, статистические и информационные материалы Республики Беларусь, а также научные публикации по данной теме.
1. Теоретические основы фискальной политики
1.1 Сущность и виды фискальной политики
В рыночных условиях одним из основных инструментов государственного регулирования экономики является фискальная или бюджетно-налоговая политика. Изначально, фискальную политику рассматривали как способ перераспределения объёмов производства государством. В настоящее время фискальная политика является основной частью макроэкономической политики государства, направленной на сглаживание колебаний делового цикла и обеспечения стабильности в экономике.
В литературе часто используются несколько категорий для одного и того же понятия: фискальная политика, бюджетно-налоговая политика, налогово-бюджетная политика и др.
Очевидно, что многообразие терминов происходит из-за отсутствия прямого синонима в русском языке при переводе с латыни или английского языков (fiscal-фискальный, финансовый). Еще в I веке до нашей эры доходы от личного состояния римского императора Августа поступали в особую казну - фиск (с лат. fiscus, букв. – корзина). С 4 века фиском назывался единый общегосударственный центр Римской империи, или казна, куда стекались все виды доходов и сборов и откуда шли указания о чеканке монет, порядке сбора налогов, производились выплаты.
Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета.
Фискальная политика – это политика государства, проводимая с помощью государственных расходов (госбюджета) и налогообложения. Она является основным инструментом государственного регулирования экономики. Государство с ее помощью воздействует на рынок и обеспечивает в стране макроэкономическое равновесие. Впервые термин «фискальный» ввел в экономический оборот Дж. Кейнс [7, с. 210].
Под фискальной политикой понимается также совокупность финансовых мероприятий правительства по регулированию государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленных на достижение поставленных целей.
Цели бюджетно-налоговой политики (фискальной) можно разделить на конечные и промежуточные, краткосрочные и долгосрочные. Конечные цели определяются с помощью таких показателей, как реальный ВВП, безработица, инфляция. Промежуточные цели способствуют достижению конечных. Краткосрочные и долгосрочные цели зависят от типа политики, проводимой правительством в настоящее время.
2. Эффективность фискальной политики в Республике Беларусь
2.1 Анализ современной фискальной политики в Республике Беларусь
Беларусь традиционно проводит умеренную фискальную политику.
Правовую основу фискальной политики формируют Бюджетный Кодекс Республики Беларусь; Закон Республики Беларусь о республиканском бюджете на очередной финансовый год; постановления Совета Министров Республики Беларусь о мерах по реализации Закона о республиканском бюджете; Налоговый Кодекс Республики Беларусь; иные законы, приказы, постановления Президента и органов государственной власти Республики Беларусь.
Разработка основных направлений фискальной политики в Республике Беларусь возложена на высшие органы государственной власти – Парламент, аппарат Президента, Правительство.
Особенностями фискальной политики в Республике Беларусь являются:
- высокий уровень дотаций для экономики по сравнению с развитыми странами;
- преимущественное проведение дискреционной стимулирующей фискальной политики, направленной на поддержание стратегически важных производств и недопущение массовой безработицы;
- снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы;
- диверсификация финансовых инструментов заимствований и повышение эффективности использования государственных займов.
Особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь полностью продиктованы экономическим положением в стране и точкой зрения государственной власти на сложившуюся ситуацию. В отличие от времен СССР, бюджетно-налоговая политика не базируется на умозрительных, идеологических построениях. Государство пытается только достичь стабильности и некоторого роста экономики. Добиваются этой цели двумя способами:
1. Поддержкой производственной базы страны;
2. Стимулированием экспорта производимой в стране продукции.
Налоговая система Республики Беларусь строится под влиянием таких внутренних факторов, как инфляция и диспропорции в экономике. Особое влияние оказывают интеграционные процессы, происходящие между Республикой Беларусь и Российской Федерацией.
Формирование налоговой политики в Беларуси происходит в весьма противоречивых условиях. С одной стороны, стремление к интеграции с соседними странами в рамках ЕАЭС и, одновременно, – в мировую экономику, требует достаточно низкого уровня налоговой нагрузки, чтобы обеспечить конкурентоспособность белорусской продукции и предприятий.
3. Направления совершенствования фискальной политики в Республике Беларусь
В развитии глобальной экономики в последние десятилетия происходят существенные изменения, затрагивающие как структурно-институциональные, долгосрочные факторы экономического роста, так и текущую конъюнктуру мирового товарного и финансового рынков. Все это оказывает непосредственное влияние на ситуацию в экономике и бюджетной системе Республики Беларусь. Как известно, экономика страны является малой индустриальной и тесно связана с внешним миром, и результаты проводимой в республике внутренней экономической политики, включая бюджетную, зависят не только от внутренней ситуации, но и от состояния внешних условий.
Бюджетная политика в Беларуси является во многом закрытой для общественного контроля, независимого аудита и анализа. Отсутствие четкой координации между институтами государственной фискальной системы приводит к нерациональным, затратным инвестиционным решениям, искажениям в структуре производства и занятости. Доминирование государства приводит к вытеснению частных инвестиций и разрушению многих перспективных сфер создания рабочих мест.
Кроме того, налоговая нагрузка распределяется крайне неравномерно. Сохраняется практика предоставления индивидуальных налоговых льгот, дотирования и субсидирования.
Еще одна проблема бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь – это налоги, которые составляют незначительную часть в общей массе доходов государства, но требуют значительных затрат на администрирование.
В настоящее время бюджетное планирование в Беларуси содержит элементы программно-целевого бюджетирования в виде различных отраслевых и региональных программ. Однако такие программы не выполняют функцию нацеленности на результат и имеют ряд несовершенств:
1. недостаточное обоснование связи между программами и задачами;
2. нечеткое формулирование программ;
3. чрезмерно детальная разбивка программ на подпрограммы и, наоборот, укрупнение программ, не позволяющее увидеть детализацию расходов.
Кроме того, сохранятся подход постатейного планирования сроком на один год.
Главным в нем является обоснование потребности в ресурсах по видам затрат в соответствии с функциональной, ведомственной, экономической классификациями бюджетных расходов, а ожидаемые результаты деятельности не обосновываются.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы и предложения.
Бюджетно-налоговая политика является неотъемлемой составляющей экономической политики в целом. Для эффективного развития экономики важно поддерживать сбалансированность бюджетно-налоговой политики. Создание эффективной бюджетно-налоговой политики имеет крайне большое значение.
Под фискальной политикой понимается совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов и налогообложения.
Фискальная политика бывает двух типов: дискреционная – сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост; автоматическая (недискреционная) – автоматическое изменение государственных расходов и налогов в соответствии с изменениями, происходящими в экономике без вмешательства государства.
Инструментами фискальной политики являются бюджетные и налоговые рычаги. Виды налогов и платежей, их структура, объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения – это всё относится к налоговым регуляторам. Бюджетные регуляторы – это уровень централизации средств государством, соотношение между республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетная классификация статей доходов и расходов и др.
В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. На фазе спада государство использует стимулирующую фискальную политику, снижая налоги и увеличивая государственные закупки и трансферты. При перегреве экономики, наоборот, государство сдерживает экономику путем повышения налогов и снижения государственных закупок и трансфертов.
Последствия проведения фискальной политики нельзя ограничивать определением изменения реального ВВП, важнее рассматривать также величины фискальных мультипликаторов, эффекта вытеснения, продолжительность временного лага. Иногда важнее сопоставлять достижение краткосрочных и среднесрочных целей политики, а также воздействие политического цикла.
Грамотно сформированная и последовательно проводимая бюджетно-налоговая политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабильности, сбалансированностью государственных финансов и ведет к стабильному, уравновешенному и процветающему образу жизни всех субъектов государства.
1. Аносова, А.В. Макроэкономика: учебник / А.В. Аносова, И.А. Ким, С.Ф. Серегина [и др.]; под ред. С.Ф. Серегиной. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 521 с.
2. Астапов, К.Л. Бюджетная и денежно-кредитная политика в условиях кризиса / К.Л. Астапов // Финансы. – 2009. — № 6. — С. 14 — 18.
3. Басовский, Л.Е. Макроэкономика: учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская и др. – М.: Инфра-М, 2017. – 191 c.
4. Бондарь, А.В. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова [и др.]. — Минск: БГЭУ, 2007. — 415 с.
5. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: учебник / С.Н. Ивашковский. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2002. – 472 с.
6. Капканщиков, С.Г. Макроэкономика: учебник / С.Г. Капканщиков. – М.: КноРус, 2018. – 370 c.
7. Кураков, Л.П. Макроэкономика: учебник / Л.П. Кураков, М.В. Игнатьев, А.В. Тимирясова [и др.]; под ред. Л.П. Куракова. – М.: ИАЭП, 2017. – 336 с.
8. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: учеб-метод. комплекс / И.М. Лемешевский, В.И. Донцова. – Минск: МИУ, 2014. – 266 с.
9. Марыганова, Е.А. Макроэкономика. Экспресс-курс: учеб. пособие / Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. – М.: КНОРУС, 2010. – 302 с.
10. Мельникова, Н.А. Бюджетная и налоговая система Республики Беларусь: учеб. пособие / Н.А. Мельникова. – Минск: БГУ, 2004. – 235 с.
11. Неверов, Д. А. Бюджетно-налоговая политика: учеб. пособие / Д.А. Неверов. – Минск: БГЭУ, 2009. – С. 113–115.
12. Ноздрин-Плотницкий, М.И. Макроэкономика: учеб. пособие / М.И. Ноздрин-Плотницкий, Э.И. Лобкович, Л.Н. Новикова [и др.]; под ред. М.И. Ноздрина-Плотницкого. – Минск: Алмафея: Мисанта, 2012. – 315 с.
13. Носова, С.С. Микроэкономика. Макроэкономика: учебник / С.С. Носова. – М.: КноРус, 2018. – 350 c.
14. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь: аналит. обзор [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2019/yd2019.pdf.
15. Слабодчикова, Д.В. Преимущества и недостатки фискальной политики / Д.В. Слабодчикова, М.С. Сюпова // Ученые заметки ТОГУ. – 2016. – Том 7. – № 2. – С. 176 – 179.
16. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: учебник / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Высшее образование, 2006. – 654 с.
17. Чепикова, Е.М. Некоторые аспекты эффективности фискальной политики / Е.М. Чепикова // ГИУСТ БГУ, 2014. – С. 115 – 116.