ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ТРЕВОГИ
1.1 Теоретические подходы к проблеме тревоги в психологии
1.2 Социальное взаимодействие как сфера человеческой жизни
1.3 Природа социальных страхов. Социальная тревожность
1.4 Анализ взаимосвязи социальной тревоги и учебной деятельности
Выводы по главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДОМИНИРУЮЩЕГО ТИПА СОЦИАЛЬНОЙ ТРЕВОГИ У СТУДЕНТОВ
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Рекомендации в рамках снижения социальной тревоги
Выводы по главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В отечественной науке нет единого мнения об определении, структуре функции, механизмах и детерминантах, классификации и методах исследования психических состояний человека, в том числе – тревоги и адекватной самооценки. Причина такой позиции кроется в самой природе такого явления, как психическое состояние, занимающее как бы промежуточную позицию между психическими процессами, с одной стороны, и психическими свойствами личности, с другой. Это проявляется в относительности границ, отделяющих психическое состояние от психических процессов, черт характера и личностных качеств [1, с. 215].
Термин «социальная тревога» обычно используется для обозначения тревоги, которая вызывается различными ситуациями социального взаимодействия. Это понятие достаточно широкое и включает в себя целый ряд явлений, от самой мягкой формы – застенчивости до такого серьезного расстройства, как социальная фобия. Симптомы застенчивости, социальной тревоги и социального избегания известны еще с древней Греции и описаны в эпоху Гиппократа. Застенчивость не имеет четкого определения и описывается разными исследователями по-разному: как тревога и дискомфорт в социальных ситуациях, особенно связанных с оценкой со стороны авторитетных лиц, дискомфорт и торможение в межличностных ситуациях, а также как страх перед негативной оценкой.
Студенчество – социальная группа, которая состоит из молодых людей, которые обучаются в высших учебных заведениях. Студенты формируют особую группу, в рамках которой происходит взаимодействие между участниками данного процесса. У студентов формирование социальной тревожности происходит в рамках взаимодействия с ближайшим окружением, которое определяет особенности формирования личности студента в целом [2, с.73].
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ТРЕВОГИ
1.1 Теоретические подходы к проблеме тревоги в психологии
Проблема изучения такого явления, как тревога в отечественной и зарубежной литературе, очень активно обсуждается в последние годы. С одной стороны, утверждается, что адекватный уровень тревоги играет важную роль в эмоциональной и волевой регуляции и, в целом, является существенным внутренним фактором, определяющим формирование адаптивного ресурса зрелого человека. С другой стороны, многие авторы отмечают, что именно высокий уровень тревоги связан с трудностями социально-психологической адаптации и формирования адекватного представления о себе и своих личностных качествах.
Тревога – переживание эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием неуверенности в себе, ощущение неминуемой опасности. Понятие «тревога» было введено в психологию З. Фрейдом в 1925 г., который породил конкретный страх и неопределенный, безответный страх - тревогу глубокого, иррационального, внутреннего характера [1, с.215].
Тревога – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге ее возникновения [3, с.105].
Принято считать, что проблема тревоги как психологическая проблема впервые была подвергнута социальному рассмотрению в работах З. Фрейда. Основатель психоанализа З. Фрейд в своей работе «Психология бессознательного» отметил, что у каждого человека есть движущая сила, определяющая его поведение и настроение – инстинкт. З. Фрейд считал, что тревога и неврозы вызваны противоречием между биологическими потребностями и социальными запретами. В процессе онтогенеза исходные инстинкты приобретают другие формы проявления. Опять же, в этих формах они сталкиваются с социальными запретами, и человеку остается только скрывать и подавлять свои желания. Основы психической и социальной жизни человека начинается с младенчества и сопровождает его до смерти. З. Фрейд видел единственный выход из этой ситуации. Необходимо перенаправить энергию инстинктов на другие цели, преобразовать энергию либидо в творческую или сексуальную. Если мы сможем это сделать, то сможем избавиться от беспокойства и повышенного уровня тревожности.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДОМИНИРУЮЩЕГО ТИПА СОЦИАЛЬНОЙ ТРЕВОГИ У СТУДЕНТОВ
2.1 Организация и методики исследования
Цель исследования: выявить доминирующий тип социальной тревоги у студентов.
База исследования: исследование проводилось на базе УО «Минский государственный лингвистический университет.
Характеристика выборки исследования. В исследовании приняли участие 55 студентов 3-5 курсов, из них 25 юношей и 30 девушек. Возраст испытуемых – 20-24 года. Среди студентов – 10 юношей и 20 девушек гуманитарных специальностей, 15 юношей и 10 девушек технических специальностей. Среди студентов 25 человек учатся и работают, 30 человек – только учатся.
Гипотезы исследования: существуют половые различия в доминирующем типе социальной тревоги и стиле реагирования на изменения.
Методики исследования:
1. «Опросник социальной тревоги» (О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев).
Цель: определение доминирующего типа социальной тревоги, выраженности отдельных аспектов проявления страха оценивания в разных ситуациях.
Шкалы методик:
1. Социальная тревога в ситуации «быть в центре внимания, под наблюдением».
2. Постситуативные руминации и желание преодолеть тревогу в экспертных ситуациях.
3. Сдержанность в выражении эмоций из-за страха отвержения и блокирова¬ние признаков тревоги в экспертных ситуациях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ литературы по теме исследования показал, что существуют различные представления ученых о том, что такое тревога и как она влияет на особенности жизнедеятельности всех категорий исследуемых. По мнению классических исследователей, тревога может возникать как основополагающее качество личности человека, в силу негативного и травматического опыта, развивающегося в раннем детстве. Однако, все исследователи определяют то, что тревога представляет собой определенное чувство эмоционального дискомфорта, которое отражается на всех сферах жизнедеятельности человека в эмоционально зрелом возрасте.
Социальная тревожность оказывает определенное влияние на процесс учебной деятельности. В рамках студенческого возраста влияние социальной тревожности является важным для процесса учебной деятельности студентов. Высокий уровень тревожности может указывать на то, что студенты испытывают трудности в рамках учебной деятельности или социального взаимодействия.
В результате эмпирического исследования было установлено, что большинство студентов обладают умеренно повышенной социальной тревогой, которая в ситуации сильного стресса может увеличиваться. Большинство юношей находятся в промежуточной зоне между социальной смелостью и тревогой, большинство девушек – обладают умеренно повышенной социальной тревогой.
Установлено, что на достоверном уровне (р≤0,05) у юношей более выражена тревога при проявлении инициативы в формальных ситуациях из-за страха критики в свой адрес и потери субъективного контроля. У девушек более выражена социальная тревога в ситуации «быть в центре внимания, под наблюдением», постситуативные руминации и желание преодолеть тревогу в экспертных ситуациях, избегание непосредственного контакта при взаимодействии в субъективно экспертных ситуациях. У студентов гуманитарных специальностей более выражена социальная тревога в ситуации «быть в центре внимания, под наблюдением» и постситуативные руминации и желание преодолеть тревогу в экспертных ситуациях. У студентов технических специальностей более выражено избегание непосредственного контакта при взаимодействии в субъективно экспертных ситуациях
1. Анохин, П.К. Эмоции. Психология эмоций. / П.К. Анохин. – М.: Педагогика, 2004. – С. 214–276.
2. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии. – 2009. – № 2. – С.72–79.
3. Бороздина, Л.В. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний //Вопросы психологии. – 2003. – №1. – С. 104 – 113.
4. Вилюнас, В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. / В.К. Вилюнас. – М.: Педагогика, 2008. – 356 с.
5. Гримак, Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. / Л.П. Гримак. – М.: Политиздат, 2009. – 254с.
6. Додонов Б.И. В мире эмоций. / Б.И. Додонов. – Киев, 2005. – 348 с.
7. Израд К. Эмоции человека. / К. Изард. – М.: МГУ, 2000. – 254 с.
8. Китаев, Н.С. Психология стресса. / Л.А. Смык. – М.: Наука, 2003. – 346 с.
9. Кочубей, Б.И. Эмоциональная устойчивость студентов / Е.В. Новикова. – М.: Знание, 2006. – 369 с.
10. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. / В.С. Мерлин. – Пермь, 2003. – 348 с.
11. Немов, Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн. / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 349 с.
12. Овчинникова, О.В. Экспериментальное исследование эмоциональной напряжённости в ситуации экзамена. // Психологические исследования. – М. – 2005. – № 4. – С. 112–119.
13. Особенности обучения и психического развития школьников 13–17 лет. / Под ред. И. В. Дубровиной, Б.С. Круглова. – М.: Педагогика, 2008. – 246с.
14. Ольшанникова, А.Е. К психологической диагностике эмоциональности / Проблемы общей, возрастной, педагогической психологии. – М.: Педагогика, 2008. – С. 246–262.
15. Пасынкова, Н.Б. Связь уровня тревожности с эффективностью интеллектуальной деятельности // Психологический журнал. – 2006. – № 1. – С.169–174.
16. Стресс / Популярный энциклопедический словарь. – М.: БСЭ,2009. – 128 с.
17. Прихожан, А.М. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками. – М., МГУ, 2007. – 364с.
18. Прохоров, А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. / А. О. Прохоров. – Казань, 2011. – 364 с.
19. Психические состояния. Экспериментально–прикладная психология /Межвузовский сборник. / 389 с. – Л.: ЛГУ, 2011. – 789 с.
20. Психодиагностические методы в комплексном исследовании студентов. / 258 с. – Л.: Просвещение, 2016. – 327 с.
21. Секун, В. И. Индивидуально–психологические особенности и взаимоотношения студентов. Опыт социально–психологического исследования. / В.И. Секун. – Мн: Высшая школа, 2005. – 374 с.
22. Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии. / Я. Стреляу. – М.: Прогресс, 2012. – 364 с.
23. Творогова, Н.Д. Страх и тревожность. Психология. Лекции для студентов медицинских вузов. / Н.Д. Творогова. –М.: ВУНМЦ, 2008. – С..271–275.
24. Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда. / Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко. – М.: Педагогика–Пресс, 2009. – С. 385–386.
25. Хеккаузен, Х. Мотивация и деятельность. / Х. Хекхаузен. – М.: Прогресс, 2006. – 268 с.