ВВЕДЕНИЕ
Для приобретения нужных в производстве определенного вида продукции, материалов, услуг предприятие обязательно устанавливает связи с различными поставщиками. Для реализации уже изготовленной продукции, работ, услуг у предприятия складываются отношения с покупателями. При этом ведется учет дебиторской и кредиторской задолженности, синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и покупателями и другие виды учета.
В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской и кредиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово – хозяйственной деятельности неизбежна и должна находиться в рамках допустимых значений.
Основными задачами учета расчетов с поставщиками и подрядчиками являются: формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств; контроль за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности; контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с поставщиками и подрядчиками.
Рыночные отношения выдвинули объективную необходимость значительного повышения внимания к вопросам организации независимой проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия – аудита. Ведь предприятие теперь выступает в роли собственника средств производства и продуктов труда, его дальнейшее развитие во многом зависит от сохранности этих средств и эффективности их использования. Таким образом, аудит должен осуществляться в первую очередь в интересах самого предприятия. Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности за соблюдением платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятия.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОКУПАТЕЛЯМИ
1.1 Экономическая сущность и значение расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками
Организации постоянно ведут расчеты с поставщиками и подрядчиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности и оказанные услуги.
В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской и кредиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово – хозяйственной деятельности неизбежна и должна находится в рамках допустимых значений.
Четкая организация расчетов с поставщиками и покупателями оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками – значимый элемент в системе бухгалтерского учета. Осуществлять предпринимательскую деятельность и не вступать в договорные отношения по поставке товаров (работ, услуг), а также по финансовым расчетам по этим операциям невозможно. Контрагентами в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь выступают поставщики и подрядчики.
Поставщик – юридическое или физическое лицо (в т.ч. индивидуальный предприниматель), передающий на основе договора купли-продажи товары (работы, услуги) в собственность, находящееся у него на праве владения, пользования и распоряжения покупателю, который в свою очередь обязуется оплатить эти товары (работы, услуги) в срок, обусловленный договором купли-продажи.
Подрядчик – юридическое или физическое лицо (в т.ч. индивидуальный предприниматель), который обязуется в силу заключенного договора подряда выполнить определенную работу и сдать ее заказчику, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненную работу в сроки, предусмотренные договором подряда. По договору подряда, заключенному на изготовление вещи, подрядчик передает права на нее заказчику [7, с.152].
2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОКУПАТЕЛЯМИ
2.1 Документальное оформление расчетных операций, синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и покупателями
Любая хозяйственная операция должна быть оформлена первичным документом, который служит основанием для отражения ее в бухгалтерском учете. Первичные учетные документы принимают к учету.
Все хозяйственные операции по учету расчетов за поставленную продукцию (товары), выполненные работы или оказанные услуги оформляются соответствующими расчетными документами и договорами.
Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия организации или по ее поручению и подкрепляются соответствующими документами.
Основным первичным документом для взаимодействия с поставщиками и подрядчиками является договор. Договор (Приложение 5) может быть нескольких видов:
- договор купли-продажи (при покупке товарно-материальных ценностей, товаров);
- договор поставки (при поставке оборудования и др.);
- договор аренды (при аренде помещений);
- договор обслуживания (при оказании услуг электроэнергия, отопление и др.);
- договор подряда (при проведении работ подрядным способом).
Существует исключение, когда приобретаются товары, материалы и другие товарно-материальные ценности только на основании заранее оплаченного счета, счет-фактуры и товарной накладной, а также доверенности на получение товарно-материальных ценностей.
Кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками начисляется по факту:
- акцепта расчетных документов по принятым ценностям, работам, услугам;
- приемки ценностей, поступивших от поставщиков без расчетных документов (неотфактурованные поставки);
- выявление излишка при приемке товарно-материальных ценностей.
В настоящее время организации сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию или оказанные услуги.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный в работе анализ позволяет сделать следующие выводы.
Постоянно возникающие в процессе производственно-хозяйственной деятельности расчеты товаропроизводителей весьма разнообразны. Они включают, в частности, взаимоотношения с поставщиками и подрядчиками, обслуживающими (транспортными, ремонтными), торгово-снабженческими, заготовительными, разного рода посредническими и другими организациями. Товаропроизводители осуществляют расчеты, как правило, в безналичном порядке, через банки.
В качестве объекта исследования выбрано ОАО «8 Марта».
Краткая характеристика условий и результатов производственной деятельности предприятия показала, что ОАО «8 Марта» является производителем качественной и рентабельной продукции. Оно, исходя из оборотов, является малым по своим размерам предприятием области. В целом предприятие имеет достаточно основательный производственный потенциал, что при взаимодействии с более эффективной организацией производства позволило предприятию успешно влиться в нынешнюю экономическую «жизнь» и эффективно работать.
Дата реализации в целях начисления НДС определяется по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов.
Дата получения дохода в целях налогообложения определяется по методу начисления. Обработка учетной информации производится по автоматизированной форме ведения бухгалтерского учета по бухгалтерской программе «1-С: Предприятие».
Учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками в ОАО «8 Марта» ведётся на счёте 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», который по отношению к балансу является активно-пассивным.
Учёт расчётов строится на договорной основе. Все совершаемые операции с поставщиками и подрядчиками фиксируются в первичных учётных документах, данные которых группируются в сводных документах.
В качестве регистров аналитического и синтетического учёта выступают документы компьютерной обработки и группировки данных – карточка счёта 60, анализ счёта 62 и другие.
1. Акулич, М. В. Взаимоотношения компаний поставщиками. Партнерство или оппортунизм? / М. Акулич // Маркетинг: идеи и технологии. - 2017. — № 2. — С. 53—60.
2. Алборов, Р. А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК / Р. А. Алборов. – М. : Издательство «Дело и Сервис», 2012. – 464 с.
3. Белуха, Н. Т. Ревизия и контроль / Н. Т. Белуха. – М. : Экономика, 2015 – 255с.
4. Бухгалтерский учет : учеб. для вузов / И. Е.Тишков [и др.] ; под общ. ред. И. Е. Тишкова. – Минск : Выш. шк., 2009. – 624 с.
5. Бухгалтерский учет : учеб. для вузов / Я. В. Соколова. – Минск : Выш. шк., 2009. – 688 с.
6. Бухгалтерский учет : учеб. пособие / О. А. Левкович, И. Н. Тарасевич. – 8-е изд., перераб. и доп. – Минск : Амалфея, 2012. – 648 с.
7. Бухгалтерский учет : учебник / П. Г. Пономаренко [и др.]; под ред. П. Г. Пономаренко. – Минск : Выш. шк., 2013. – 543 с.
8. Бухгалтерский учет : учебник. / под ред. А. Д. Ларионова. – М. : «Проспект», 2009. – 392с.
9. Бухгалтерский учет : учебник. / под ред. Н. П. Кондраков. – М. : «Проспект», 2009. – 392с.
10. Бухгалтерский учет: учеб. пособие / Л. И. Стешиц, Г. И. Гринман, М. Н. Стешиц [и др.] ; под ред. Л. И.Стешица. – Минск: Ураджай, 2011. – 518с.
11. Головкова, Е. А. Автоматизация учета, анализа и аудита : учеб. Пособие / Е. А. Головкова, Т. В. Прохоров. – Минск : ООО «Мисанта», 2010. – 220 с.
12. Дробышевский, Н. П. Ревизия и аудит. Учебн. Пособие / Н. П. Дробышевский. – Минск : ООО «Мисанта», 2012. – 265 с.
13. Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета : постановление М-ва финансов Респ. Беларусь от 29 июня 2011 г. №50 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
14. Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета : постановление М-ва финансов Респ. Беларусь от 29 июня 2011 г. №50 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
15. Инструкция о банковском переводе : постановление Правления Нац. банка Респ. Беларусь от 29 марта 2001 г., № 66 (с доп. и изм. от 21.02.2017 №73) // Консультант Плюс : Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
16. Инструкция по бухгалтерскому учету запасов : постановление М-ва финансов Респ. Беларусь от 27 апр. 2011 г. №25 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
17. Каверина, О. Д. Управленческий учет : системы, методы, процедуры / О. Д. Каверина. – М. : Финансы и кредит, 2009. – 352 с.
18. Кожарский, В. В. Бухгалтерский учет на предприятиях и в организациях : учеб. пособие / В. В. Кожарский, В. Н. Сушкевич. – Минск : Экаунт, 2012. – 128 с.
19. Кравченко, М. А. Ревизия и аудит : учеб.-метод. Пособие / М. А. кравченко, Т. Л. Кравченко. – Минск : БГЭУ, 2010. – 62 с.
20. О бухгалтерском учете и отчетности : Закон Респ. Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З (изм. и доп. от 4 июня 2015 г. № 268-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология, ЗООО [Электронный ресурс] ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
21. О бухгалтерском учете и отчетности : Законом Респ. Беларусь от 16 мая 2001 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
22. Об утверждении Инструкции по инвентаризации активов и обязательств и признании утратившим силу нормативного правового акта Министерства финансов Республики Беларусь : постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 №180 (в ред. от 22.04.2014 №50) [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http:// www.pravo.by – Дата доступа: 12.12.2017.
23. Таранков, В. В. О принципах безналичных расчетов / В. В. Таранков // Деньги и кредит. – 2017. – №2. – С. 26–29.
24. Яринцов, А. Н. О комплексной автоматизации учета / А. Н. Яринцов // Бухгалтерский учет. – 2016 – № 7. – С. 53–55.
25. Ярцева, М. А. Совершенствование организации учета в современных условиях хозяйствования / М. А. Ярцева // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2017. – № 2. – С. 15–23.