Введение
Раздел 1. Теоретические аспекты функционирования логистики на предприятии
1.1 Сущность и содержание сбытовой деятельности
1.2 Разработка сбытовой стратегии логистики
Раздел 2. Анализ сбытовой деятельности РУП "Минскэнерго" филиал "Энергосбыт"
2.1 Организационно-экономическая характеристика РУП "Минскэнерго"
2.2 Анализ каналов сбыта и системы распределения продукции на предприятии
Раздел 3. Разработка эффективного логистического обеспечения сбытовой деятельности
3.1 Оптимизация каналов распределения продукции
3.2 Сокращение цикла "заказ-поставка" за счет автоматизации логистического процесса
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость создания сбытовых служб на белорусских организациях была осознана не так давно. Но, тем не менее, сейчас сбытовая деятельность во многих организациях является приоритетной.
Сбытовая деятельность в организации включает в себя различные направления, такие как маркетинговые исследования, разработка ценовой политики, организация рекламной деятельности, формирование портфеля заказов, разработка стратегии товародвижения. Одним из важнейших направлений сбытовой деятельности является продвижение товаров на рынок.
Процесс становления рыночных отношений вызывает необходимость переориентации производства и реализации произведенной продукции на удовлетворение нужд и запросов конечных потребителей. Зарубежный опыт и опыт некоторых отечественных производителей свидетельствует о том, что действенным инструментом решения этой задачи является применение маркетинга, умелое использование которого обеспечивает не только производство нужной потребителям продукции, но и успех предприятия в конкурентной борьбе на целевых рынках.
Поэтому сбыт является ключевой функцией компании, а плановый или прогнозный объем сбыта – инструментом планирования, контроля и корректировки деятельности предприятия.
Именно поэтому целью данной курсовки работы является определение направлений совершенствования сбытовой деятельности с целью повышения эффективности деятельности предприятия.
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛОГИСТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Сущность и содержание сбытовой деятельности
Сбыт продукции является связующим звеном между производством, распределением и потреблением. Любая продукция производится в конечном счете для потребления, поэтому она должна быть не только изготовлена, но и реализована, т. е. доведена до потребителя и оплачена последним.
В широком смысле слова сбыт характеризуется как распределение и движение товара от производителя до потребителя. Это деятельность предприятия, направленная на обеспечение доступности товара для покупателя, выполнение всех операций с товаром с момента завершения производства до передачи покупателю. В узком смысле слова под сбытом понимается его заключительный этап – непосредственное общение продавца и покупателя [1, с.48].
Цели сбыта производны от целей предприятия, среди которых в настоящее время превалируют цели максимизации прибыли на основе удовлетворения платежеспособного спроса потребителей. Среди основных задач в области сбытовой деятельности можно выделить такие как оптимальная загрузка производственных мощностей заказами потребителей; выбор рациональных каналов распределения товародвижения; минимизация совокупных затрат в хозяйственном цикле товара, включая расходы по послепродажному обслуживанию и потребительскому сервису.
Основной задачей сбыта для предприятия в настоящее время является: обеспечение совокупности функциональных действий по распределению, доведению до покупателей и реализации товаров в соответствии с заключенными договорами.
Раздел 2. АНАЛИЗ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУП "МИНСКЭНЕРГО" ФИЛИАЛ "ЭНЕРГОСБЫТ"
2.1 Организационно-экономическая характеристика РУП "Минскэнерго"
РУП «Минскэнерго» — крупнейшее и наиболее значимое предприятие среди областных энергосистем Республики Беларусь, которое вырабатывает четверть производимой в Республике электроэнергии и отпускаемой в системе ГПО «Белэнерго» тепловой энергии, осуществляет комплексную деятельность по производству, передаче, распределению и сбыту электрической и тепловой энергии, направленную на обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей города Минска и Минской области.
Минское республиканское унитарное предприятие электроэнергетики «Минскэнерго» представляет собой единый сложный технологический комплекс, обеспечиващий производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии. Организация находится в ведении Министерства энергетики Республики Беларусь, которое является учредителем организации, и входит в состав государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго». Предприятие осуществляет электроснабжение города Минска и Минской области, теплоснабжение городов Минска, Молодечно, Жодино, Борисова, Вилейки, Руденска и поселка Дружный. В зоне обслуживания проживает около 3,5 млн населения, а также расположены крупнейшие промышленные предприятия Республики Беларусь («Беларуськалий», «БЕЛДЖИ», МАЗ, МТЗ, индустриальный парк «Великий камень» и другие).
Раздел 3. РАЗРАБОТКА ЭФФЕКТИВНОГО ЛОГИСТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Оптимизация каналов распределения продукции
Перед тем, как непосредственно осуществлять управление каналами сбыта, необходимо осуществить аудит уже существующей системы и определить насколько эффективна ее работа. Оценка данной эффективности основана на таких параметрах как тип системы каналов сбыта, стратегия распределения и определение максимальной длины каналов. Т.е. выбор и анализ данных параметров определяет результативность работы предприятия в целом.
На данный момент существуют корпоративные, контрактные и управляемые вертикальные каналы. Критерием их классификации является степень власти управляющего участника. К примеру, в корпоративной вертикальной системе все участники канала принадлежат одному владельцу, что позволяет добиться максимальной взаимосвязи и согласованности действий участников. Однако данная система является более дорогостоящей по сравнению с остальными, поэтому наиболее выгодной в этом плане является управляемая система распределения, члены которых обладают финансовой и юридической независимостью, но действуют под контролем самого активного члена канала.
Построение действующей системы распределения является весьма сложным процессом, на который уходят годы. Поэтому, для эффективной организации системы распределения, предприятие должно учитывать все факторы, влияющие на основные каналы распределения предприятия, а также осуществлять выбор наиболее подходящих и результативных каналов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из наиболее сложных направлений, несущим в себе ответственность за все предыдущие стадии производственного цикла и концентрирующим в себе результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия, является сбыт готовой продукции. В этом случае основной задачей является выполнение комплекса процедур доставки продукции от производителя к потребителю с максимальной эффективностью. Отсутствие на предприятиях служб и подразделений, задачей которых являлась бы разработка стратегических планов деятельности хозяйствующего субъекта на основе всесторонней и полной оценки условий его деятельности, динамики и направленности изменения тенденций внешней среды; сохранение, в большинстве своем, принципов деятельности отделов снабжения и сбыта, адаптированных к условиям командно-административной экономики; отсутствие квалифицированных кадров, способных моделировать поведение предприятие в современных условиях хозяйствования сказались на конкурентоспособности отечественных производителей. В такой ситуации организация эффективной сбытовой деятельности является важной проблемой, от решения которой зависит уровень процветания российских компаний.
Эффективная организация сбытовой деятельности обеспечивает предприятию приток средств и открывает возможности для организации производства более качественной продукции. Следовательно, совершенствование управления сбытовой деятельностью – одна из важнейших задач современного предприятия для обеспечения его долгосрочного и прибыльного существования. В качестве методов повышения эффективности деятельности филиала “Энергосбыт” республиканского унитарного предприятия “Минскэнерго” предложено внедрение программы по автоматизации цикла “заказ-поставка”, а также автоматизация системы распределения продукции.
1. Байбардина, Т. Н. Снабженческо–сбытовая деятельность: учеб. Пособие / Т. Н. Байбардина, И. А. Байбардин, И. И. Грищенко. – Минск: ЗАО «Техноперспектива», 2009. – 319с.
2. Киреенко, Н. Стратегия организации сбытовой деятельности на перерабатывающем предприятии: практический опыт / Н. Киреенко // Аграрная экономика. – 2009. – № 4. – С. 42–46.
3. Ничипор, Д. Оценка эффективности сбытовой деятельности: радужные прогнозы и претензионные ситуации / Д. Ничипор // Маркетинг, реклама и сбыт. – 2010. – №8. – С. 30–34.
4. Акулич, И. Л. Маркетинг : учебник / И. Л. Акулич, И. З. Герчиков. – Минск: Интерпресссервис. Мисанта, 2009. – 217 с.
5. Акулич, М. Методы анализа структуры сбыта предприятия / М. Акулич // Продажи. – 2010. – № 12. – С. 13–20.
6. Официальный сайт РУП “Минскэнерго” [Электронный ресурс] / основные сведения – Минск, 2020. – Режим доступа: https://minskenergo.by/osnovnye-svedeniya/.
7. Официальный сайт РУП “Минскэнерго” [Электронный ресурс] / Энергосбережение январь-декабрь 2018 – Минск, 2020. – Режим доступа: https://minskenergo.by/energosberezhenie/yanvar-dekabr-2018-g/.
8. Официальный сайт РУП “Минскэнерго” [Электронный ресурс] / Энергосбережение январь-декабрь 2017 – Минск, 2020. – Режим доступа: https://minskenergo.by/energosberezhenie/yanvar-fevral-2017/.
9. Официальный сайт ГПОЭ “Белэнерго” [Электронный ресурс] / Сбытовая деятельность – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.energo.by/content/deyatelnost-obedineniya/sbytovaya-deyatelnost/informatsiya-dlya-bytovykh-potrebiteley/.
10. Болт, Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом: учеб. пособие. – Г. Дж. Болт. – М.: Экономика, 2001.–217 с.
11. Маркова В.Д., Кузнецов С.А. Стратегический менеджмент. М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2003
12. Повышение качества транспортных услуг [Электронный ресурс] / Стратегия. Бизнес-процессы. Оргструктура. Мотивация. – Москва, 2020. – Режим доступа: https://blog.iteam.ru/povyshenie-kachestva-transportnyh-uslug/#i.